Спаси Христос! Очень благодарен всем, выразившим свои мысли на эту довольно сложную тему.
Антиквар, много из того, что Вы написали копейка в копейку сходится с моими собственными мыслями, что не может меня не радовать
. Приведу то, что оссобенно на душу легло:
Оставаясь на месте, начинаешь глубже проникать в себя и острее чувствовать окружающий мир. Этот мир начинает распинать тебя ежедневно и ежечасно множеством самых обыденных ситуаций.
Но условием для этого явлется внутренняя динамика или неупокоенность. Неудовлетворенность собой, все более острое ощущение страстей, стянувших тебя ремнями и привязавших к миру, неспособность совладать со своим умом, слабость молитвы, ужас от осознания того, что в тебе самом таится черная бездна, готовая тебя поглотить - очень многое, что трудно выразить словами.
А также понимание того, что все найденное тобою в себе самом и кажущееся на первый взгляд жемчужинами, на самом деле - мишура или мусор, и все это не идет ни в какое сравнение с тем, что обязательно должно быть где-то, с тем запредельным, что однажды должно нам открыться.
Озарения, благостность, покой, радость - все это в лучшем случае слабые отблески, которыми не стоит очаровываться, в лучшем случае оазисы в пустыне, но и вода в оазисах может быть отравлена.
Я именно это и имел ввиду говоря о внутренней неупокоенности.
Не могу также не привести слов
Леонида:
К примеру, начитался Свенцицкого, а ум услужливо выстроет соответствующую "картинку" в подтверждение своей же правоты, или тот, уже приводимый мной пример с Карлосом Кастанедой, когда его "последователи" начинали пожирать декоративные кактусы и видеть световые шары вокруг людей.
Вот то, во что много раз я сам попадал, когда прочитав нечто о чистой молитве и ощутив на практике похожие ощущения, мне казалочь "Вот оно!" (Феофан вроде о похожих явлениях предостерегает).
А Вы псалмы пр. Давида читайте,
в них нет никакого эгрегора и коллективного сознания,
их сам Иисус Христос всю жизнь читал.
Вы знаете,
Андрей, я сейчас настолько заражен подозрительностью, что мне кажется, что читая псалмы, если их читать с умом, постоянно жаждущим впадения в некий удобый эгрегор, предоставляют самую лёгкую для этого возможность. Через можно подключиться как ветхозаветному эгрегору, так и к "подвижническому" монашескому. То есть, ум помнит, что подвижники всё время прочитывали псалмы, и когда человек начинает занимается невнимательным псалмопением, то он уже не Богу молится, а подключается к эгрегору "представлений о подвижничестве", и ему кажется, что он на правильном пути. Читаешь себе весь Псалтырь за неделю, например, и в ус не дуешь. Ты же ведь всё правильно по канонам делаешь, повторяя практику отцов. Прошу понять меня правильно, я не отвергаю Псалтырь, просто в болезни, в которую я впал сейчас, это, на мой взгляд, не самое лучшее лекарство.
Бог Он Велик
И общение с ним ВЕЛИКОЕ дело, так что не ошибётесь его отличить от подмены.
Ах, дорогой
Андрей! А если я обманываться рад? Ведь, что самое главное даёт эгрегор взамен общения с Богом это
покой! То к чему я всю жизнь по лености своей стремлюсь. Мертвенный, холодный покой,без страданий и без жизни, в котором льётся холодный свет. Некая нирвана. И я чтобы совместить это своё это стремление со святоотеческим преданием я эту нирвану совместил с православной исихией. Поэтому не всё так просто,
Андрей.
У меня ещё такая мысль родилась. Вот, что есть наша умная молитва для Бога? Да это просто нелепое биение об пол безсмысленное и беспощадное. И мнится мне, что он может просто помилосердовать на наше безумное рвение и подать вразумление. Но горе, если мы воспримем эту милость как подтверждение правильности нашего биения головой об пол.
P.S.: Вопрос об изгнании из мира людей несущих любовь очень важен, но не совсем к теме относится. По сему прошу желающих выделить его в отдельную темую