Некоторый оффтоп.
Святитель Василий Великий
О СВЯТОМ ДУХЕ к Амфилохию, епископу Иконийскому
К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании истины, как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости, хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние это озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которого наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.
Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), по устранение страстей, которые привзошли в душу в последствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза.
Чрез Духа - восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда - предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого - обожение.
Таковы-то (если из многого достаточно предложить немногое) наши понятия о Святом Духе, какие из самых словес Духа научились мы доставлять себе об Его величии, достоинстве и действиях. Теперь же должно обратиться к препирающимся с нами, и попытаться отразить возражения, какие предлагают они нам от лжеименного ведения.
После чтения отца Василия как-то светло стало ... Захотелось поделиться ... Прямо в поэтических образах как-то написано ...
Несколько слов о смирении...
Смирение, как состояние открытого и предочищенного сердечного пространства (сокрушенного сердца), именно эта полнота может принять без обид, без желания "дать сдачи" внешне-церковные наставления и едкую критику ... Жаль что само это состояние пока дискретно, временно и жизнь в основном еще течет во внешнем уме... Но во всяком случае большое утешение знать и обращаться, смотреть туда, где это есть ... Не хотелось про это писать, но как-то решил, что здесь многие люди делились своими духовными находками не ради себя, а ради читающих, поэтому стараюсь хотя бы понемногу описывать то, что происходит и со мной ... С одной стороны могут что-то важное подсказать, а с другой стороны может для кого-то словесная формулировка такого опыта может быть даже в чем-то полезна ...
Ум(сознание) как-бы стекает в сердечную область и иногда ниже. Происходит это как-то неожиданно..ю Состояние по началу очень и очень странное, становишься в нем свободнее от ментальных внешних действий, от провокаций, легче различаются помыслы ... Но есть опасность увлечься необычным состоянием и забыть о непрерывном движении к Богу. Думаю на данном этапе хорошо очищать молитвенно умственное и сердечное пространство ... Стало тяжело работать за компом, из сердечной области ум выбрасывает вверх ...
Стала очевидна неполноценности жизни в верхней части головы, ее уязвимость, ущербность ...
Удивительно, что Господа стоящего рядом с нами при всей нашей сложнейшей организации мы по началу можем ощущать как редкую слабую теплоту в сердце ... Насколько же я духовно безокий, слепой, загаженный... Нечем видеть Бога, только в какой-то степени сердцем ... Чиститься надо, пока жизни хватит, отмываться ... Вот он режим молитвы ...
Удивительно, что сердечное пространство такое огроменное ... И еще удивительно, что даже находясь в этом пространстве нет самодвижной молитвы сердечной, как мне почему-то ожидалось ...
Есть потоки теплоты, за которыми постоянно теряешь Бога и начинаешь ублажаться (балдеть) как было где-то на форуме. И в скорбях и в утешении теряешь Бога, вот оно реальное мое состояние ... Есть тонкие очень трепетные ощущения, однако нет молитвы, как бы говоримой в сердце, у меня был такой опыт в начале дней 5-ть шла самодвижная сердечная молитва, хотелось бы чтобы вернулась навсегда, но ее пока нет ...
Можно делать как-бы упор ума на горловом центре, помогает почему-то побеждать в споре ... Дает какой-то напор, точнее основу для внешнего напора ...
Следует ли чаще опирать ум на cердечную область для помощи его опусканию или ждать когда это произойдет по мимо моей воли?