Георгий Иванович много по делу говорил - что человек спит, что он - не хозяин своей воле, пока не зародится внутренний человек (пардон, я уже позабыл его терминологию). И что человечество - это пища для Луны, потому что Луна его раскручивает на неосознанные действия - войны, преступления. Спящее наяву человечество их совершает, питая Луну. Все ведь спят.
Подобные идеи сильно дисциплинируют - помнить, что пока не прилепился к Богу, ум твой - под любого ездока лошак. Как в "Вие", все панночки ездят на закукрах у нашего ума, пока не заездят бедолагу. Есть отчего встревожиться, понимаю Леонида.
Какая там свобода. Внешний, "спящий" человек-автомат не имеет свободы воли - его помраченным умом вертят бесчисленные паразиты, взвинчивая эмоции, жрут живьем.
Прилепляющийся ко Богу человек тоже имо не имеет свободы воли - он по воле Божьей, в потоке Его воли. Хотя при том, возможно, его воля и различима в этом потоке, как струя течения в потоке воды - не знаю.
В чем же остается свобода воли человека? Наша свободная воля сводится только к одному простейшему действию, снова и снова, ежемгновенно, в
вечном сейчас. Это простой перевод стрелки на путях, замыкание или размыкание контакта. Мы памятуем и прилепляемся к Богу или забываем и отпадаем. В остальном уже нашего волевого решения как такового нет.
Простите за категоричнось. Все - лишь соображения походу...