Исихазм

Автор Тема: Молитва и свободная воля другого человека.  (Прочитано 16619 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Хочется задать давно волновавшие и назревшие вопросы:
1. Господь создал людей со свободной волей, которую даже Сам не может переступить. Как тогда понять действенные молитвы одного человека за другого, если последний их не просил? Не нарушается эта свободная воля того человека (души)? Или эти действия касаются только всего окружающего человека, за которого молились?
2. Часто звучат слова о молитве, о других людях, особенно если они "неблагополучные, или самоубийцы, что они тяжелы и потом возможны разные "последствия". С другой стороны есть мнение, что мы же молимся Богу о них.  Разве может Бог "ответить" таким образом человеку, делающему дело любви? Разве у Господа нет возможности помочь этим людям (или уже душам) без того, что бы что-то "взять" от молящегося? Кто здесь и как это понимает? Но и всё равно отсюда возникает вопрос №1. 
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Attraction

  • Гость
Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #1 : 10 Ноябрь 2010, 21:31:08 »
Да можно молиться за других..только бестолку это все, пока человек не поймет, что все его страдания и беды по сути подсказки, что не туда он топает и не так. Вы помолились , ему полегчало и он мчится дальше на красный свет - тормоза то ведь убраны. Итог - ........
Господь все может и помочь и освободить - проблема в том, что мы сами этого не хотим.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #2 : 10 Ноябрь 2010, 21:31:59 »
Хочется задать давно волновавшие и назревшие вопросы:
1. Господь создал людей со свободной волей, которую даже Сам не может переступить. Как тогда понять действенные молитвы одного человека за другого, если последний их не просил? Не нарушается эта свободная воля того человека (души)? Или эти действия касаются только всего окружающего человека, за которого молились?
Мы все невольно пытаемся отстоять линейную и причинно-следственную "ньютоновского" вида модель сознания, хотя на самом деле между, допустим, мной и другим человеком нет какой-либо непреодолимой преграды. Господь нам говорит о Его Церкви, в которой члены её объединены в один организм - совершенно иную форму жизни, которая и так уже есть в латентном виде.
Моя молитва за другого есть одна из форм проявления моей любви к этому другому. Разве любовь нарушает свободу воли другого?

2. Часто звучат слова о молитве, о других людях, особенно если они "неблагополучные, или самоубийцы, что они тяжелы и потом возможны разные "последствия". С другой стороны есть мнение, что мы же молимся Богу о них.  Разве может Бог "ответить" таким образом человеку, делающему дело любви? Разве у Господа нет возможности помочь этим людям (или уже душам) без того, что бы что-то "взять" от молящегося? Кто здесь и как это понимает? Но и всё равно отсюда возникает вопрос №1. 
Господь не берёт что-либо от молящегося за другого человека, а, наоборот, даёт ему нечто, что негде взять тому, кто не молится. И ещё: молитвенник (за другого) становится со-работником Господу.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #3 : 10 Ноябрь 2010, 21:57:10 »
Да можно молиться за других..только бестолку это все, пока человек не поймет, что все его страдания и беды по сути подсказки, что не туда он топает и не так. Вы помолились , ему полегчало и он мчится дальше на красный свет - тормоза то ведь убраны. Итог - ........
В точку. От этого и возник вопрос, что были несколько случаев в жизни, когда молился и просил молитв о другом человеке. Как то очень явно и понятно было, что Господь помог в исцелении за эти молитвы. (и опять же вопрос №1) Но когда эти люди продолжают жить ещё хуже, чем ранее, то приходишь в ужас. Если действительно их вымолили ... Может, конечно, ещё всё впереди, Господь знает, но теперь кроме как "да будет воля Твоя" и молиться никак не хочется.
Мы все невольно пытаемся отстоять линейную и причинно-следственную "ньютоновского" вида модель сознания, хотя на самом деле между, допустим, мной и другим человеком нет какой-либо непреодолимой преграды. Господь нам говорит о Его Церкви, в которой члены её объединены в один организм - совершенно иную форму жизни, которая и так уже есть в латентном виде.
Согласен. Ну а если это не член Церкви? А по чьим-то молитвам у него изменилась жизнь, например бросил пить и т.д..
Моя молитва за другого есть одна из форм проявления моей любви к этому другому. Разве любовь нарушает свободу воли другого?
Просто молитва - однозначно нет. Но как понимать исполнение молитв о других людях? Например, старец молится о другом человеке, и его жизнь меняется. Он этого не хотел, его всё устраивало, но всё таки изменилась, можно сказать, без его ведома. Хоть здесь опять эта "причинно-следственная", но всё таки.
Господь не берёт что-либо от молящегося за другого человека, а, наоборот, даёт ему нечто, что негде взять тому, кто не молится.
Здесь всецело с Вами согласен, только откуда тогда столько "страшилок" о таких молитвах? И главное, они же не без почвенные. Может это типа во что веришь, то и будет?
И ещё: молитвенник (за другого) становится со-работником Господу.
Вот, и здесь опять же вопрос №1. Да, соработник, особенно если понимающий Волю Божию и как бы "работающий" в синергии (коряво, но не знаю как написать) с Богом. Но тот, другой, за которого молятся, каким образом эти молитвы меняют его?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #4 : 10 Ноябрь 2010, 22:24:00 »
Прежде всего, разделение молитвы на "молитву за себя" и на "молитву за другого/других" - это лишь этап (он может оказаться очень длительным).
Постепенно приходит осозание, что молитва - едина. Молясь за себя, молишься и за других, а молясь за других - молишься за себя, ибо все - единое Тело Христово.
Но все же это осознание единства возникает скорее как проблеск во тьме (по крайней мере для меня).
Молитва за другого - это не молитва о том, чтобы на него свалилось нечто (счастье, здоровье и пр.) как кирпич на голову, который этого человека может и укокошить.
Но молитва за другого - это молитва о предоставлении человеку возможностей и о том, чтобы он увидел эти возможности, направленные на благо. И чтобы эти возможности увидел ты сам. Таким образом, подлинная молитва не посягает на волю другого человека.
Однако молитва этим не исчерпывается. Настоящий молитвенник берет на себя часть ноши другого человека, проливает свою кровь за него. Но это оказывается доступно далеко не всем, наверное, очень немногим. Во всяком случае мне об этом сказать нечего.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #5 : 12 Ноябрь 2010, 21:10:35 »
Но как понимать исполнение молитв о других людях? Например, старец молится о другом человеке, и его жизнь меняется. Он этого не хотел, его всё устраивало, но всё таки изменилась, можно сказать, без его ведома. Хоть здесь опять эта "причинно-следственная", но всё таки.
Мы не сможем никогда такого понять, если будем продолжать пребывать в линейно-причино-следственной модели сознания и Вселенной.
В Божьей парадигме - все точки "пространства-времени-энергии" есть одна точка.
Человек, за которого начал молиться некий старец, только что подошёл в своей жизни к какому-то важному пределу, и это не совпадение в общепринятом смысле, а точка синхронизации, предусмотренная Всевышним, пребывающем всюду и всегда одномоментно и всепространственно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #6 : 12 Ноябрь 2010, 23:10:41 »
и это не совпадение в общепринятом смысле, а точка синхронизации, предусмотренная Всевышним, пребывающем всюду и всегда одномоментно и всепространственно.
Предусмотренная ли? "Пред" подразумевает здесь какое-то иное время, пред-шествующее событию. Но никакого другого времени у Всевышнего нет - это у нас, падших, есть мнимые времена: прошлое и будущее.
Тогда это ли не есть Его импровизационный танец, спонтанно образуемый Им узор взаимосвязанных явлений и событий...
Не придираюсь к словам - просто мне часто в Писании непонятно, отчего изложено именно в причинно-следственной модели сознания происходившее в одной точке. По крайней мере, до грехопадения.

« Последнее редактирование: 12 Ноябрь 2010, 23:31:38 от прозелит »

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #7 : 12 Ноябрь 2010, 23:23:37 »
Хочется задать давно волновавшие и назревшие вопросы:
1. Господь создал людей со свободной волей, которую даже Сам не может переступить. Как тогда понять действенные молитвы одного человека за другого, если последний их не просил? Не нарушается эта свободная воля того человека (души)? Или эти действия касаются только всего окружающего человека, за которого молились?

Думаю, если мы молимся за кого-то, ходатайствуем, просим благодати Божьей, милости и помощи Господа - свободная воля человека, за которого мы молимся никак не нарушается.

Правда бывают молитвы-манипуляции, что-то вроде: Господь, сделай так, чтобы он/она...(и далее "благие пожелания", своего рода магизм) В этом случае это не молитва, а нечто, сродни заклинанию...И тут уже происходит вмешательство в личность, душу и т.д.

Мы можем просто молиться, благословляя человека и призывая волю Божьей совершиться в его жизни...И Господь отвечает по вере нашей.
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #8 : 12 Ноябрь 2010, 23:35:31 »
Человек, за которого начал молиться некий старец, только что подошёл в своей жизни к какому-то важному пределу, и это не совпадение в общепринятом смысле, а точка синхронизации, предусмотренная Всевышним, пребывающем всюду и всегда одномоментно и всепространственно.
Тогда, получается, эта точка не единственная в этой ситуации, и многое будет зависеть от людей, участвующих в ней. Вспоминаются такие слова - "Если Господь хочет помиловать человека, то Он внушает нам помысел о молитве за него". А почему Господь не может Сам помиловать человека? Здесь даётся возможность проявить любовь к ближнему, или тоже есть связь с нашей свободной волей? Не получается, что здесь тоже молитва нужна только для нас, для развития любви в нас?
 И вспоминая тему о свободной воле, получается, что мы её всё таки имеем и во внешнем человеке. Может немного, но всё таки. Тогда ещё вопрос: смерть - это Божие повеление, или закономерный процесс физико-духовных наших состояний,  приводящих к ней в соответствии с нашей свободной волей и Божиим попущением?
П.С. Какие то вопросы... слишком совопросные и мудрёные...
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #9 : 12 Ноябрь 2010, 23:38:23 »
Хочется задать давно волновавшие и назревшие вопросы:
1.Как тогда понять действенные молитвы одного человека за другого, если последний их не просил? Не нарушается эта свободная воля того человека (души)?
Думаю Attraction правильно ответила на вопрос
...пока человек не поймет, что все его страдания и беды по сути подсказки, что не туда он топает и не так. Вы помолились , ему полегчало и он мчится дальше на красный свет - тормоза то ведь убраны. Итог - ........
Остается лишь добавить слова писания "облазни их по непроходне а не по пути" пс.106.40

Еще говориться что "Любовь выше закона"... При нашем не вмешательстве, но разумном содействии, обе души получают Благодать...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #10 : 12 Ноябрь 2010, 23:44:09 »
Мы можем просто молиться, благословляя человека и призывая волю Божьей совершиться в его жизни...И Господь отвечает по вере нашей.
От этого и возник вопрос: как Господь может ответить нашей молитве о другом, не нарушая его воли? Может есть ещё какие-то связи между людьми, только посредством которых Господь может помочь ситуации?
но разумном содействии, обе души получают Благодать...
Но как? Если второй человек не просит, даже чаще всего не желает этого. "Се, стою и стучу..."  Или тогда действительно получается, что у нас свободная воля есть в выборе добра и зла, но во всём остальном мы живём по каким то правилам "общежития".
Мне тоже очень понравилось, как Attraction ответила на вопрос, но всё равно не до конца.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #11 : 12 Ноябрь 2010, 23:45:35 »
Тогда ещё вопрос: смерть - это Божие повеление, или закономерный процесс физико-духовных наших состояний,  приводящих к ней в соответствии с нашей свободной волей и Божиим попущением?
Бог, очевидно, не хочет нашей смерти. Он и не попускает нашу смерть. Выбор целиком и полностью за нами. Есть два принципиальных вида смерти (ИМХО): 1)смерть тела, прекращение сознания и "неизвестность" и 2)смерть преподобных Господа, для которых смерть тела не означает прекращение жизни.
Есть и градации...

Какие то вопросы... слишком совопросные и мудрёные...
Нормальные вопросы. Надо разбираться.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #12 : 12 Ноябрь 2010, 23:53:14 »
но разумном содействии, обе души получают Благодать...
Но как? Если второй человек не просит, даже чаще всего не желает этого. "Се, стою и стучу..." -
Первое, что выделил бы, не молиться за другого человека.
Второе, молиться только в самом крайнем, кхе кхе САМОМ КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ  :-D

Разумное содействие? - ДА, молиться за другого, не значит о нем, а именно за него, и очень, ОЧЕНЬ АККУРАТНО...
« Последнее редактирование: 13 Ноябрь 2010, 00:51:08 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #13 : 12 Ноябрь 2010, 23:58:58 »
мы знаем все случай описанный в древних сказаниях. когда одержимого монаха поставили у ворот..и от стоят там прося помолитесь обо мне...человек пришел в монастырь сам стяжать и кровь лить. а его игумен поставили у ворот...в итоги не только сподобился Божией милости и и дерзновения молится за других... а православии принято покрывать любовью немощь брата...
идет все вместе подправляя друг друга... :-)
 
также что такое молится... словами что то просить..думаю нет..ты просто сам проваливаешься в человека, хочешь не хочешь а молится будешь... ведь провалившись уже вы плотничком прижаты...как одно...ты чувствуешь изломы души его как свои. в себе это переживаешь... и тут конечно рождается молитва, плачь...ты понимаешь как больно человеку как он страдает. а ты не в силах помочь, ты понимаешь что ты ничтожество прах...весь кич осыпается... только слезы. боль, и крик(не голоса, а души) Господи помилуй нас...себя забываешь и только помысл в человека погружается..тебе нет есть только он...
а по внешнему определять что за человека надо молится не думаю что правильно... :-) но не разумею как на само деле...
« Последнее редактирование: 13 Ноябрь 2010, 00:33:15 от Monte More »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Молитва и свободная воля другого человека.
« Ответ #14 : 12 Ноябрь 2010, 23:59:16 »
молиться за другого, не значит о нем, а именно за него, и очень, ОЧЕНЬ АККУРАТНО...
А Питирим-то наш - просто гений! :-o
Молиться вместо того, кто не молится сам!!!!!!!!!!!!!!Атас! Как просто!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.