Наши споры об исправлении/неисправлении прошлого обусловлены тем, что ум отказывается воспринимать цельное. Прошлое для нас отдельно, настоящее отдельно, между ними - неуловимый зазор настоящего. И где-то там - то ли впереди, то ли сверху (а может снизу?) - маячит вечность.
Между тем все это едино.
И, строго говоря, молитва об облегчении участи раба на римской галере тоже будет услышана Богом. Но тем не менее молиться об этом кажется странным. Спрашивается: почему? Потому что цель молитвы лежит в вечности, объемлющей и прошлое и настоящее, упраздняющей время.
В каждом мгновении нашей жизни заключена вечность, и это не красивые слова. Если суметь проникнуть в эту вечность, то исчезнет страх перед будущим, исчезнет ужас перед прошлым. А путь в вечность, заключенную в настоящем мгновении, лежит через молитву. Именно потому те, кого зовут прозорливцами, видят и наши прошлые грехи, и видят наше будущее. Просто потому что они видят наше настоящее.