Если Вы, Elena, подключаете догматическое сознание при чтении этого текста,
Мне не кажется правильным воспринимать словесность только как "сферу опускания", как то, что приземляет. Слово может быть творящей силой.
Подключить догматическое сознание... Это как увидеть нарисованное небо вместо настоящего, когда говорят: Посмотри вверх. И принять нарисованное за настоящее. И более того: считать, что "посмотри вверх" и призывает посмотреть на разрисованный потолок (своих представлений).
Однако же ЧИСТОЕ восприятие возможно ли...без автоматического определения добро или зло..
А если начинается автоматические определение категории этого восприятия, то...подключение ума все испортит.
Слово может быть творящей силой.
...разве возможно читать текст чистым восприятием?...
Я не обещаю по порядку пересказать все то, что таинственным образом созерцал блаженный старец......слово его было точнейшим переводчиком умозрений и, словно зеркало, незамутненное никаким пятном страстей, оно имело способность чисто отражать и передавать то, что другие не в силах были умосозерцать. Поэтому слушатели могли видеть всю мысль, донесенную словом, а также в совершенной чистоте представлять и воспринимать всем умом целокупность умозрений, истолковываемых им при посредничестве слова.Однако изложу благочестиво, призвав на помощь благодать Бога...Да руководит словами и мыслями нашими Бог — единственный Ум того, что мыслит, и того, что постигается мыслью...
Если исходить из названия темы "Ум и разум в терминологии МИ" на примере Мистагогии 5, то прежде всего, как я думаю, надо высказать несколько для кого-то, может быть, парадоксальный тезис: "разум" -- это не то что в голове, а то, что в сердце: человеческая воля как таковая, сам процесс воления и логосы добродетели, соприродные человеку, но открывающиеся в нем (заново после грехопадения) только через разумное делание-воление
Успокоить ум - теперь это для меня значит выяснить причину "зацикливания" и как-то преодолеть ее. Ум успокаивается сам.
Да, нет...не ругательное, Лена. Просто это первый барьер через который надо если не "перепрыгнуть, то уж перелезть точно."
Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом.
Сила в том, stille, уж сама могу только догадываться- почему, когда перестает тарахтеть ум, обретя некую прозрачность и успокоенность, все необходимые знания мы получаем из источника куда более мощного и широкого, чем наш логический аппарат.
Знания получаемые на прямую не нуждаются в" расфасовке".