Исихазм

Автор Тема: "Ум" и "разум" - как их видит преп. Максим Исповедник.  (Прочитано 15476 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Если Вы, Elena, подключаете догматическое сознание при чтении этого текста,
А как это ПОДКЛЮЧАТЬ догматическое сознание?...
Я читаю...и...не думаю о догматах...а сравнение с ними идёт потом...Хм...иногда сразу...
Это оно?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Elena
Цитировать
Мне не кажется правильным воспринимать словесность только как "сферу опускания", как то, что приземляет. Слово может быть творящей силой.
Разумеется, слово дано нам изначально, словом мы молимся к Богу.
Речь немного о другом.
Как пишет митрополит Вениамин: «У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины».
Так вот, если моей душе было дано внутреннее прозрение некой грани божественной истины, то мне в принципе невозможно вывести наружу на вербальный уровень, глубинный духовный смысл в той чистоте и непогрешимости, в которой я его удостоилась увидеть. Ну вот так как-то.
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 16:27:12 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Подключить догматическое сознание... Это как увидеть нарисованное небо вместо настоящего, когда говорят: Посмотри вверх. И принять нарисованное за настоящее. И более того: считать, что "посмотри вверх" и призывает посмотреть на разрисованный потолок (своих представлений).

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Подключить догматическое сознание... Это как увидеть нарисованное небо вместо настоящего, когда говорят: Посмотри вверх. И принять нарисованное за настоящее. И более того: считать, что "посмотри вверх" и призывает посмотреть на разрисованный потолок (своих представлений).
Однако же ЧИСТОЕ восприятие возможно ли?...без автоматического определения добро или зло...т.е. без рассуждения...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

mirnestranik
Цитировать
Однако же ЧИСТОЕ восприятие возможно ли...без автоматического определения добро или зло..

Это вопрос? Игорь чистое восприятие воспринимает только чистое. А если начинается автоматические определение категории этого восприятия, то...подключение ума все испортит. :-D
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

А если начинается автоматические определение категории этого восприятия, то...подключение ума все испортит. :-D
И я о том же...разве возможно читать текст чистым восприятием?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Анна-Мария

  • Гость
Слово может быть творящей силой.
...разве возможно читать текст чистым восприятием?...

Вот что написал сам прп.Максим Исповедник во введении к "Мистагогии":

Цитировать
Я не обещаю по порядку пересказать все то, что таинственным образом созерцал блаженный старец...
...слово его было точнейшим переводчиком умозрений и, словно зеркало, незамутненное никаким пятном страстей, оно имело способность чисто отражать и передавать то, что другие не в силах были умосозерцать. Поэтому слушатели могли видеть всю мысль, донесенную словом, а также в совершенной чистоте представлять и воспринимать всем умом целокупность умозрений, истолковываемых им при посредничестве слова.

Однако изложу благочестиво, призвав на помощь благодать Бога...
Да руководит словами и мыслями нашими Бог — единственный Ум того, что мыслит, и того, что постигается мыслью...

Анна-Мария

  • Гость
Если исходить из названия темы "Ум и разум в терминологии МИ" на примере Мистагогии 5, то прежде всего, как я думаю, надо высказать несколько для кого-то, может быть, парадоксальный тезис: "разум" -- это не то что в голове, а то, что в сердце: человеческая воля как таковая, сам процесс воления и логосы добродетели, соприродные человеку, но открывающиеся в нем (заново после грехопадения) только через разумное делание-воление

Евгений! прп.Максим Исповедник говорит об уме и разуме как о силах и способностях души. Вы высказали парадоксальный тезис... Думаю, что не случайно... Но почему прп.Максим не стал говорить о какой-либо привязке этих сил к человеческому телу?

Если можно, поясните, в чем Вы видите важность высказанной Вами мысли для более полного понимания этого труда прп.Максима. Спасибо!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Успокоить ум - теперь это для меня значит выяснить причину "зацикливания" и как-то преодолеть ее. Ум успокаивается сам.
Вот это действительно самое главное, что всем нам нужно. Простая [ох, непростая] и крайне необходимая работа с умом. Объясните, Elena, мне, тупому, как в этой работе может помочь классификация [в Вашей интерпретации - поэзия], предложенная св. Максимом Исповедником [не прикалываюсь, просто искренне хочу понять]?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Да, нет...не ругательное, Лена. Просто это первый барьер через который надо если не "перепрыгнуть, то уж перелезть точно." :-)
Не лучше ли просто настроить (сам логический аппарат). Его отсутствие - первый же обрыв, через который придётся перекидывать мост для продвижения (в т.ч. в текстах МИ).

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Сила в том, stille, уж сама могу только догадываться- почему, когда перестает тарахтеть ум, обретя некую прозрачность и успокоенность, все необходимые знания мы получаем из источника куда более мощного и широкого, чем наш логический аппарат.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Максим Исповедник
Цитировать
Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом.
В Эдемском саду росло два дерева:
 Древо жизни, плоды которого заповедано есть - оно находится в реальности "жизни и отсутствия жизни" - в реальности созерцания жизни умом, созерцающим истинно или нет (ложно) - знание истины и незнание (ложь) определят движение разумной силы. И древо познания добра и зла - плоды его заповедано не есть - они открывают реальность "добра и зла" - и последующий деятельный выбор между добром и злом разумом, который (движимый умом, знающим истину - мудрым) промышляет ко благу, выбирая добро.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Сила в том, stille, уж сама могу только догадываться- почему, когда перестает тарахтеть ум, обретя некую прозрачность и успокоенность, все необходимые знания мы получаем из источника куда более мощного и широкого, чем наш логический аппарат.
Логический аппарат оперирует (анализирует и т.п.) полученными знаниями в меру своих способностей ("настройки" как выше выразился).
 Конечно он не источник. Но он просто есть в человеке - как совесть и т.п. - хороший или плохой. С тишиной ума имхо не связан никак.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Ну все, начинаешь цепляться.  :-) Можешь оставить свой "логический аппарат" :-) Но как только ты прибегнешь к нему оперируя и включая логику, ты утрачиваешь, ты теряешь.
Знания получаемые на прямую не нуждаются в" расфасовке".
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Знания получаемые на прямую не нуждаются в" расфасовке".
Не нуждаются, конечно (когда сверху). А продвижение по (умозрительной) цепочке снизу вверх задействует в начале логику (заложенную Богом) :-). Я лично ценю в людях это качество, помогающее донести мысль (в т.ч. Божественную), как это делает Максим Исповедник.