Исихазм

Автор Тема: "Ум" и "разум" - как их видит преп. Максим Исповедник.  (Прочитано 15474 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

stille l
Цитировать
Не нуждаются, конечно (когда сверху). А продвижение по (умозрительной) цепочке снизу вверх задействует в начале логику (заложенную Богом) :-).


  Чичас вспомню, как это бывает.  :roll: Нет! Не логику, а чувство удивления, и...никаких вопросов. Все ясно, понятно, четко знается.
Но вот если ты уже полученное "знание" хочешь вывести на внешний уровень(допустим пересказать кому-то), вот тут трудности...тут идет "распыление".. но и тут логика не нужна, потому как никакие выводы делать не надо- все уже на месте.
Мне нравится как говорит митрополит Вениамин: «У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины»
 Восприятие может быть как бессловесным, так и облаченным в некую легкую мысленную(?!) форму, но ты четко знаешь что это не плод твоего внешнего ума, или чего-то другого в тебе. И все что ты получил не нуждается в переработке или переосмысливании, или разложении по полочкам человеческого ума. Ты знаешь-и все.
stille, я же говорю, что вывести на поверхность внутреннее-не благодарное дело. :|
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Анна-Мария

  • Гость
как в этой работе может помочь классификация... предложенная св. Максимом Исповедником?

А если поверить словам св.Максима Исповедника и перечитать еще раз... не торопясь... Человеку свойственен научный взгляд ко всем вещам в мире, только не к собственной душе...

Цитировать
Из всего этого создается внутренняя связь с Истиной и Благом, то есть с Богом... Это — наука, потому что она есть завершение ведения о Боге и о [вещах] божественных, какое только доступно людям, и непогрешимый оплот добродетелей. Это — ведение, потому что она подлинно восходит к Истине и сообщает нам постоянный опыт Божественного. Это — любовь, потому что данная связь, по своему устроению, вся сопричаствует всей радости Божией. Это — мир, поскольку она испытывает то же самое, что и Бог, подготавливая к тому же людей, удостоившихся быть причастными подобного мира'.

Тот, кто смог понять это, сказанное на основе испытанного, совершенно ясно увидит и собственную ценность, постигаемую также [духовным] опытом.

Анна-Мария

  • Гость
классификация [в Вашей интерпретации - поэзия]

У Максима Исповедника, получается, что сочетать возможно...

Соглашусь с Еленой, что прп. Максим чудесно показывает, что такое словесное сочетание (логики и образа) не только возможно, но и необходимо в передаче того, что познаваемо без слов...

Ну чем, Леонид, не поэзия?

Цитировать
Ибо если... мир есть непоколебимое и неподвижное постоянство и, вместе с тем, невозмутимая радость, то разве не испытывает это божественное состояние и всякая душа, сподобившаяся стяжать Божественный мир? Потому что она не только преодолевает предел порока и неведения, лжи и лукавства, то есть зла, которое, сопутствуя противоестественным движениям души, противостоит добродетели и ведению, истине и благу, но выходит и за пределы (если так позволительно сказать) самой добродетели и ведения, истины и благости, установленных для нас. и почивает, неизреченным и неведомым образом, в преистинном и преблагом покое'Божием, согласно неложнейшему Его обетованию. И, достигнув сокровенности Божией, душа избавляется, наконец, от всего, что обыкновенно беспокоило ее. В этом блаженном и всесвятом покое осуществляется то приводящее в трепет, превосходящее ум и разум таинство единения, благодаря которому станут единой плотью и единым духом Бог с Церковью, то есть с душою, и душа с Богом. О как дивна, Христе, благость Твоя!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Чичас вспомню, как это бывает.  :roll: Нет! Не логику, а чувство удивления, и...никаких вопросов. Все ясно, понятно, четко знается.
о вот если ты уже полученное "знание" хочешь вывести на внешний уровень(допустим пересказать кому-то), вот тут трудности...тут идет "распыление".. но и тут логика не нужна, потому как никакие выводы делать не надо - все уже на месте.

Мне нравится как говорит митрополит Вениамин: «У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины»
 Восприятие может быть как бессловесным, так и облаченным в некую легкую мысленную(?!) форму, но ты четко знаешь что это не плод твоего внешнего ума, или чего-то другого в тебе. И все что ты получил не нуждается в переработке или переосмысливании, или разложении по полочкам человеческого ума. Ты знаешь - и все.
stille, я же говорю, что вывести на поверхность внутреннее - не благодарное дело. :|

В Евангелии есть слова Христа: "всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я - уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени"... - потом про дождь, реки, ветры и про то, что храмина устоит...

А дальше про то, что "всяк, иже слышит словеса моя сия и не творит я - уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце" - потом про велие разрушения...

Как вы понимаете "слышать слово" и "сотворить его"?

Как это соотнести с вашим "все что ты получил не нуждается в переработке или переосмысливании, или разложении по полочкам человеческого ума. Ты знаешь - и все"

Что тогда значит "сотворить словеса Моя сия"? Про полочки согласна - нет смысла раскладывать... 

Но здание (храмину) строить нужно. Красивую внутреннюю умную реальность.

Кто строит - Христос про такого говорит "уподоблю его" мужу мудру - в строительстве присутствуе творческая сила Слова.

Кто не строит, про такого Христос свидетельствует, что такой "уподобится" (сам в себе) мужу уродиву.

Цитата: iunija
Восприятие может быть как бессловесным, так и...  И все что ты получил не нуждается в переработке или переосмысливании, или разложении по полочкам человеческого ума. Ты знаешь - и все.

Вы слово такое употребили "бессловесный" - оно по святоотеческой мысли характеризует животных (скотов и др.). Очень похоже на собачье состояние "все понимает, а сказать не может"  :-)
« Последнее редактирование: 15 Май 2011, 18:10:02 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Умная природа человека наделена и способностью пассивно воспринимать, и  способностью активно мыслить.

На форуме о первом говорят очень часто. О втором - редко.

Вот что меня заинтересовало на эту тему:

Цитата: Alexander
Вдохновение, все же, это другое (хотя и вдохновение присутствует). Я не берусь дать определение. Можно говорить о силе Божией и Его знании, а значит, о премудрости... действенной премудрости. т.е. премудрости, обладающей силой созидания.

Опускание ума в сердце можно рассматривать как этап на пути стяжания ума Христова, но к стяжанию ума Христова опускание ума в сердце не приводит (автоматически). Это легко увидеть из многочисленных жизнеописаний молитвенников и из их трудов. Эти молитвенники - простецы, они могут быть прозорливыми и мудрыми, но - обратите внимание - в ограниченной области.

Цитата: Alexander
Очищается и опускается в сердце тот ум, который освоен человеком. А которой не освоен и не очищен, тот и не опускается, потому что человек, имея его в потенции, им не владеет. Посему простецу и легче опустить ум в сердце - у него ум как бы маленький (и при этом чист). Человек с таким умом, соединенным с чистым сердцем, способен видеть чисто - и ограниченно! И как только он сталкивается с ситуацией, превышающей полномочия его ума, тут же совершает ошибки, иногда очень серьезные. Я уже приводил в пример некоторых современных старцев на Кавказе. И таких примеров не счесть... Тема эта много шире и серьезнее, чем я ее здесь затрагиваю.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

   И все что ты получил не нуждается в переработке или переосмысливании, или разложении по полочкам человеческого ума. Ты знаешь-и все.
Нуждается...просто для того что бы потом самому вспомнить...ели не придать ведению словесную форму...оно забудется как только сменится душевный настрой...без облечения в слова его можно потом вспомнить...если встретить чужое словесное описание...
По этому я стараюсь переводить на язык слов...пусть усечённый вариант получается...но хоть в памяти останется...ато растворится как дым...было или не было?...не помню...
Странная кстати особенность памяти...воспринять ум значит может...а запомнить-шишь с маслом :-)...чё за дела? :-)...
Может быть по тому что ведение находится как бы в иной плоскости по отношению к моему неочищенному уму...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Ум и разум...ум созерцательная способность...разум деятельная...
Ум приснодвижный исследователь...разум рассудительность...когда ум начинает забегать впереди рассудительности(разума)...тогда и происходит как говорили предки---ум за разум заходит...
Хм...наши предки так хорошо представляли себе богословие Максима Исповедника?...ведь поговорки рождались в простом народе...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: mirnestranik
когда ум начинает забегать впереди рассудительности(разума)...тогда и происходит как говорили предки---ум за разум заходит...

Тут есть еще один слой умной деятельности. Можно его обозначить как "рассудок". Встретилась в интернете с мыслями на эту тему, где задействовано это слово - "рассудок".

Цитировать
Рассудочная деятельность - это способность сознания выносить суждения - "суп вкусный, сам дурак". Но не только это. Если вы ночью в лесу и хрустнула ветка, то рассудок определит - это медведь, но разум будет пытаться различить что есть что.

Рассудок в сознании реализуется как автоматический ментал. Мы все время что-то проговариваем внутри себя, и остановить этот поток весьма и весьма сложно. Думаю что это просто невозможно. Но его можно перенаправить.

Я в этом тексте "расслышала", что рассудок - это инструмент, оперирущий готовыми штампами из прошлого опыта. Логическая счетная машинка. А разум - это что-то иное.

Цитировать
Рассудок - он же еще и автоматический, то есть напрямую, волей, на него влиять практически очень сложно, или даже невозможно.

Разум же относится к "пониманию". А понять - значит "увидеть необходимость" - это увидеть некое множество связей "нечто" чтобы уяснить себе его "таковость". Эти связи должны быть необходимыми связями, и именно отношение необходимости между средой и "нечто" и определяет "таковость" этого "нечто". В этой связи "знать" - будет означать "уметь пользоваться".

Уметь пользоваться - иметь возможность опереться в продвижении. На форуме часто слышу "не принимать и не отвергать". К каким-то внутренним событиям это отношение подходит. Но есть опыт, который если его правильно осмыслить, то он может стать ступенькой в лестнице наверх.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

 
Цитировать
Рассудок - он же еще и автоматический, то есть напрямую, волей, на него влиять практически очень сложно, или даже невозможно.

Разум же относится к "пониманию". А понять - значит "увидеть необходимость" - это увидеть некое множество связей "нечто" чтобы уяснить себе его "таковость". Эти связи должны быть необходимыми связями, и именно отношение необходимости между средой и "нечто" и определяет "таковость" этого "нечто". В этой связи "знать" - будет означать "уметь пользоваться".
Мне кажется это подпадает под классификацию пр.Максима...
Рассудок=разум...разум=ум...
Ум созерцательная способность а по тому всегда движется исследует...разум рассудительная способность по тому на него трудно влиять...к нему относятся добродетель вера делание...т.е. если хочешь дела убеди разум :-)...
Мне начинает нравиться классификация пр.Максима...по тому что ощущаю всё же двойственость ума...один всегда в движении...второй молчаливо-мудро наблюдает...НО...воление в разуме...как он решит так и будет...
ЗЫ:Евгений писал что двусоставность пр.Максима восходит к Аристотелевской антропологии...
А чьё тресоставность души:умная яростная желательная?...
Уметь пользоваться - иметь возможность опереться в продвижении. На форуме часто слышу "не принимать и не отвергать". К каким-то внутренним событиям это отношение подходит. Но есть опыт, который если его правильно осмыслить, то он может стать ступенькой в лестнице наверх.
Вообще то непринимать не отвергать наверное надо добавить СРАЗУ...т.е. надо дать время на исследование а уж потом выносить вердикт...мне кажется...ну а иначе как действовать не принимая не отвергая...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля


Цитировать
Рассудочная деятельность - это способность сознания выносить суждения - "суп вкусный, сам дурак". Но не только это. Если вы ночью в лесу и хрустнула ветка, то рассудок определит - это медведь, но разум будет пытаться различить что есть что.

Рассудок в сознании реализуется как автоматический ментал. Мы все время что-то проговариваем внутри себя, и остановить этот поток весьма и весьма сложно. Думаю что это просто невозможно. Но его можно перенаправить.


Или  :-) http://bookucheba.com/page/philosophi/ist/ist-7--idz-ax239--nf-146.html
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Анна-Мария

  • Гость
Умная природа человека наделена и способностью пассивно воспринимать, и  способностью активно мыслить.

Elena!

Прп. Максим Исповедник не столько рассматривает умную природу души, сколько ее силу и возможности. Т.е., он рассматривает сверхзадачу души.

В начале темы Вы задали вопрос, кто как видит различие ума и разума. Эта установка и диктует нам в первую очередь поиск таких различий.

Мне кажется, что в том тексте, что мы рассматриваем, не идет речь о механизме мышления человека как таковом. Поэтому поиск таких различий, на мой взгляд, будет только уводить в сторону от основных идей прп. Максима Исповедника, высказанных в этом труде.

Цитировать
Святая Церковь Божия, уподобляемая в созерцании душе, бесспорно, полностью соответствует ей. Ибо всё проявляющееся сообразно уму и всё, что получает бытие, развиваясь из него. знаменуется в ней алтарем. А то, что обнаруживается соответственно разуму и что существует исходя из него, она показывает храмом. Наконец, она сводит все воедино в таинстве, совершаемом на божественном жертвеннике. И кто благоразумно смог, посредством [богослужения], происходящего в Церкви, быть посвященным [в это таинство], тот подлинно соделал свою душу Церковью Божией и божественной. Ведь, пожалуй, ради души и дана нам Церковь рукотворная, которая, посредством разнообразия божественного в ней, премудро служит образцом нашего пути к лучшему.

Анна-Мария

  • Гость
Я в этом тексте "расслышала", что рассудок - это инструмент, оперирущий готовыми штампами из прошлого опыта. Логическая счетная машинка. А разум - это что-то иное.

Цитировать
Таким образом, когда душа становится единовидной, соединившись сама с собой и с Богом, и когда она увенчивается" первым, единым и единственным Словом и Богом, то перестанет существовать и разум, в [своем] помышлении разделяющий ее на многие части.

Взирая на него...и сама душа будет непосредственно созерцать логосы и причины сущих, благодаря которым, вероятно, она до своего обручения со Словом и Богом медленно продвигалась по пути рассудочного познания".

Судя по этим словам, Максим Исповедник не склонен был недооценивать роль рассудка. :-) Не ведущая, конечно же, - ведомая, но роль...

Уметь пользоваться - иметь возможность опереться в продвижении. На форуме часто слышу "не принимать и не отвергать". К каким-то внутренним событиям это отношение подходит. Но есть опыт, который если его правильно осмыслить, то он может стать ступенькой в лестнице наверх.

"правильно осмыслить", - это, наверное, и есть по МИ рассудительность, та энергия души, которая "благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой...соединяет ее с умом..."?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитировать
В начале темы Вы задали вопрос, кто как видит различие ума и разума. Эта установка и диктует нам в первую очередь поиск таких различий.

Мне кажется, что в том тексте, что мы рассматриваем, не идет речь о механизме мышления человека как таковом. Поэтому поиск таких различий, на мой взгляд, будет только уводить в сторону от основных идей прп. Максима Исповедника, высказанных в этом труде.

Мне хотелось научиться различать эти две вещи. Чтобы в полноте пользоваться умными способностями.

Очень часто ставится задача замолчать уму. На мой взгляд, ум по самой своей природе "молчащий" - какое-то живое зеркало, способное отражать. Ум пассивен (если правильно понимаю).

В этом контексте уместнее ставить задачу чтобы рассудок "заткнулся"  :-)  И то не навсегда (только на время созерцания).

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Очень часто ставится задача замолчать уму. На мой взгляд, ум по самой своей природе "молчащий" - какое-то живое зеркало, способное отражать. Ум пассивен (если правильно понимаю).
Разум молчалив...хотя говорить может...рассуждать...
В этом контексте уместнее ставить задачу чтобы рассудок "заткнулся"  :-)  И то не навсегда (только на время созерцания).
Ум по пр.Максиму...рассудок ведь не его термин?...
Я где то тут назвал его бастардом...в смысле револеционером...незаконно претендующим на власть...вот власть то и не хило было бы у него забрать и отдать разуму...

Но что хотелось отметить...борьба со страстью идёт именно в разуме...ум только рекомендует ему...и что же получается в разуме 2 воли...вот ЭТОТ поединок 2-х воль и есть основная борьба со страстью...?
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Родион
http://bookucheba.com/page/philosophi/ist/ist-7--idz-ax239--nf-146.html

Спасибо за ссылку. Это может послужить основой для разговора, дать какую-то минимальную терминологическую базу. Все разложено по полочкам  :-)

Хотелось бы обратить внимание на особенность текстов Максима Исповедника (очень явную в сравнении в пересказом содержания этих текстов в ТИПВ Иоанна Дамаскина) - текст обнаруживает какой-то процесс "рождения мысли". Тут не логикой ведется. Нет задачи упорядочить (за что многие досадуют на МИ - что не уложено в систему).

И тем не менее, все моменты всех размышлений (интревал между которыми  многие годы) увязаны между собой, нет противоречий. Можно как из пазлов выстраивать целое. Какая-то многомерная картина мира. Своя картина.