Исихазм

Автор Тема: Вернём народу Крещение?  (Прочитано 9390 раз)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Вернём народу Крещение?
« : 26 Ноябрь 2010, 15:59:40 »
     В беседах о Церкви уже озвучивали эту проблему.
В декабре 2006 г. в Калуге прошла конференция «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня», участники которой говорили о том, что практика массовых Крещений без предварительного оглашения, как наследие советской эпохи, окончательно себя изжила. Вместе с тем, соприкосновение с конкретной реальностью приходской жизни заставляет нас признать, что в подобного рода заявлениях желаемое выдается за действительное.

На практике совершение таинства Крещения без предварительной катехизации сегодня, как и прежде, является нормой приходской жизни в Русской Православной Церкви, отступление от которой воспринимается в лучшем случае как романтизм и чудачество, в худшем же — как «рационализация веры» и «протестантизм восточного обряда». Вызывает горестное недоумение глубочайшее несоответствие между отношением пастырей Церкви к таинству Причащения, с одной стороны, и к таинству Крещения, с другой. Прежде, чем допустить человека до Св. Причащения, мы требуем от него выполнения целого ряда условий — это и пощение, и молитва, и покаяние. Невыполнение или недостаточно строгое выполнение одного из этих условий влечет за собой запрещение приступать к Святой Чаше. В то же время от человека, выразившего желание принять Крещение, мы, чаще всего, не требуем ничего, кроме внесения назначенной суммы в церковную казну. Ни о каком посте, молитве, покаянии и тем более научении в этом случае речи не идет. А ведь далеко не каждый из приходящих ко крещальной купели ощутил прикосновение Христа к своему сердцу и уверовал в Него, глубоко покаялся и решил изменить свою жизнь. Десятиминутная проповедь священника перед началом священнодействия не может быть приравнена к полноценной предкрещальной катехизации, и, как правило, не оказывает никакого духовно-нравственного воздействия на последующую жизнь новопросвещенного. Почему так происходит? Многие священники говорят, что понимают важность катехизации, но когда они смотрят в глаза человеку, просящему окрестить его, то не могут отказать. Возникает закономерный вопрос: почему в таком случае священник не причащает каждого, кто этого пожелает, признав единственным и достаточным условием участия в таинстве наличие такового желания? Можно с большой долей уверенности предположить, что вразумительного и духовно убедительного ответа на этот вопрос не существует. На мой взгляд, повсеместное пренебрежение предкрещальной катехизацией обусловлено, прежде всего, не отсутствием ревности или соответствующих знаний у священнослужителей, так же, как и не трудностями организационного и административного плана, но причинами совсем иного свойства.

Профессор Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже Владимир Васильевич Вейдле (1895-1979) в своей статье «Крещальная мистерия и раннехристианское искусство» (1948) ставит проблему, которая кажется мне чрезвычайно важной и актуальной для нашей Церкви — это проблема давней, еще в раннем Средневековье произошедшей, утраты Православием духовного переживания смысла и значения таинства Крещения. В. В. Вейдле говорит о несоответствии постулату онтологической значимости Крещения церковной психологии и, как следствие, обусловленной ею церковной практики. Даже и сегодня, после пережитой нами эпохи богоборчества, почти все православные христиане в России были крещены либо в младенчестве, либо без катехизации — то есть, в обоих случаях, были лишены возможности полноценно пережить Крещение как решающее и поворотное событие всей своей жизни. Мой личный духовный путь также отмечен очень ярким опытом раскаяния и обретения веры, которое произошло спустя несколько лет после моего Крещения; но память о самом событии Крещения, которое в свое время ничего не изменило в моей жизни, ютится в дальнем углу моего сознания. «Верующий живет Евхаристией и о Крещении помышляет мало — пишет В. В. Вейдле. — Если не в плане бытия, то в плане сознания, все мы христианами не стали, а родились. Ранняя Церковь, состоявшая главным образом из новообращенных, не могла не чувствовать иначе. Крещение было для нее самым важным событием в жизни христианина, и оно предстояло его сознанию как единожды пережитая, неповторимая, ни с чем на свете не сравнимая мистерия — единственная и единая, куда крещение в узком смысле слова, миропомазание и причащение входили как равные, хотя и возрастающие в интенсивности моменты»[1]. Более того, В. В. Вейдле утверждает, что в сознании ранних христиан «жили не два таинства — Евхаристия и Крещение, — как в нашем (с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая Крещальная Евхаристия и, кроме того, ее частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней»[2]. В мою задачу не входит анализ или апология концепции В. В. Вейдле, но все же тот факт, что в Символе веры из всех церковных таинств упомянуто именно и только Крещение, говорит сам за себя. И несмотря на то, что В. В. Вейдле писал эти строки более полувека назад, характеризуя русскую эмигрантскую церковность, нельзя не признать, что и сегодня в России, в силу действия целого ряда культурно-исторических факторов, мы точно так же находимся в духовной ситуации, глубоко отличной от той, в которой исповедовали свою веру первые христиане. Крещение принципиально, независимо от установок и интенций нашего пастырского сознания, вытеснено на периферию духовной и церковной жизни, и по своему реальному значению в них существенно уступает не только Евхаристии, но и всем прочим таинствам.
Возможно, предложенная мной стратегия возрождения предкрещальной катехизации через интеграцию самого чина Крещения в Евхаристию может показаться несколько механистичной и внешне-формальной. Но ведь и внешняя форма является не только вместилищем содержания или его выражением, ее значение этим не исчерпывается. Форма способна и созидать содержание, так же, как регулярное и терпеливое повторение молитвословия в конечном итоге созидает в сердце молитву — живую и уже не только внешне-формальную

 http://missia-udm.eparchia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=505:problema-predkreshalnoi-katehizacii&catid=47:oglashenie&Itemid=78

Родион

  • Сообщений: 9344
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #1 : 26 Ноябрь 2010, 16:53:53 »
Помоему не все так просто. Хотя однозначно катехизация имхо необходима. Иначе само Крещение превращается в лучшем случае в красивый спектакль и повод посидеть за столом.Самое строгое что я видел в РПЦ и УПЦ МП, это что один батюшка перед крещением заставлял выучить Символ веры. И то народ старался по возможности этого батюшку "обойти"  :-). То есть вводя необходимые правила перед Крещением нужно понимать что поток "желающих" станет скудным. Уровень образованности в этом плане сейчас практически нулевой. С другой стороны всяческих "околохристианских" сект тучи. Готова ли РПЦ заведомо пойти на риск понимая что к крещению реально станет подходить меньше людей? Я не уверен.
Второй необходимый имхо момент это воскрешение практически отсутствующей проповеднической деятельности. О православии люди знают по наслышке, а те проповеди, что мы слышим, большей частью морально нравственные, что вроде то и не плохо, однако это как читать ребенку лекцию о вреде курения с сигаретой в зубах. Пойди в храм и насмотришся и морали и этики местами. И еще один момент в этом, сам проходил, почему имея родную такую традицию как православие, масса людей, как правило достаточно интеллектуальных ( :-) это я не о себе), ищет себе Бога на стороне, через буддизм, через ислам, и т.д., не видя в православии ни мистической силы, ни моральноэтической, и более того, многие вещи трактуются как признаки слабости не достойные человека, тогда как на деле такое доступно только исключительно сильным в Боге людям.А воскресить мистическое богословие, таких отцов как Дионисий Ареопагит, Григорий Палама - потянет РПЦ? А научить тому что молитва это не просто разговор с Богом сможет? А на деле явить пример высокой духовности во всех своих членах РПЦ под силу? Под силу ли ей воссиять таким Светом, чтоб и слепой узрел? Ну и масса вопросов похожих.
Так что начинать церкви придется с себя, со священства как минимум. Дабы писаться с большой буквы стала достойна.И тогда имхо такие вопросы как катехизация и прочие отпадут сами собой, как надуманные. А пока что слаба церковь.А слабому сильного не одолеть.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #2 : 26 Ноябрь 2010, 17:29:59 »
Катехизация, огласительные беседы - это все по большей части как мертвому припарка.
Проблема не в том, чтобы привести человека в церковь (многие и сами приходят), а в том, чтобы открыть для человека Церковь.
А сделать это могут лишь носители Духа Святого. Люди, способные открыть другим огонь своей веры.
Этих людей не так уж мало, и вовсе не обязательно они являются яркими личностями в привычном понимании этого термина.
Эти люди не обязательно священники и монахи и (о, ужас) даже не обязательно православные.
Если присмотреться повнимательнее вокруг себя, то обязательно увидишь таких людей. Они ведут тебя, зачастую передавая как бы по эстафете - один другому, но всегда есть в поле твоего зрения такой носитель Святого Духа.
Наверное, это и есть катехизация, апостольская миссия, не прерывающаяся уже два тысячелетия.
Собственно, она и важна, а не вопрос о том, крестить или не крестить без огласительной беседы.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #3 : 26 Ноябрь 2010, 17:36:40 »
      Гийом Мери поставил Жанне д,Арк на вид, что если Богу угодно помочь народу Франции, то Он может это сделать без нее и даже без войск. Она ответила:

    "Ратные люди будут сражаться, а Бог даст им победу".
      Насчёт победы не знаю, но "ратные люди" всё таки есть.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #4 : 26 Ноябрь 2010, 17:39:32 »
   Вейдле утверждает, что в сознании ранних христиан «жили не два таинства — Евхаристия и Крещение, — как в нашем (с присовокуплением еще других), а одно: основополагающая Крещальная Евхаристия и, кроме того, ее частичное повторение по воскресеньям, нераздельное с памятью о ней»
    Это возможно именно в Церкви. А не как единичные обращения.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #5 : 26 Ноябрь 2010, 18:49:25 »
Знал женщину, которая шантажировала священника тем, что если тот не окрестит её, то она покончит жизнь самоубийством. Поп испугался такого напора и крестил совершенно неверующую ни в Бога, ни в чёрта тётку...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #6 : 26 Ноябрь 2010, 18:59:30 »
На самом деле эта проблема осознанного крещения не имеет решения в рамках современной церкви

Недавно на форуме была интересная тема "Четыре стихии покаяния". Позволю себе привести выдержку один пост нашего админа Александра из той ветки:

"Крещение (омовение) воздухом - принятие помышлением своим и закрепление в слове (необязательно) веры в Бога. Человек вдруг понимает (далеко не всегда осознанно, часто стихийно), что он верит во что-то большее и лучшее себя, в то, что управляет миром, в то, что дает жизнь. Эта вера растет и персонифицируется. И человек уже может заявить о ней вслух.

Крещение водой - омовение жизненными силами. Страсти и эмоции лишь часть жизненных сил. (Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Иоан.7:38)

Крещение огнем - сошествие Духа на человека (и в его сердце). Каждое из трех крещений знаменует постепенное умирание ветхого человека и возрождение нового.

Крещение землей - смерть на кресте или сораспятие Господу. Оно связано со смертью физического тела и его последующим воскресением.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2487.30

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #7 : 26 Ноябрь 2010, 20:50:42 »
перед крещением в течение месяца раз в неделю надо было слушать огласительные где-то по часу. Все послушно прослушал - в одиночку, пару раз еще кто-то был. Напрягало, поскольку долго шел ко крещению, искал храм, где твердо крестят не по прайсу, и все это было как повторение.
Огласительные были ПСТГУшные - стандартно, про таинства и т.д. Про святость было слово - что после крещения многие чувствуют себя святыми, но потом по грехам все это запарывается и все. Короче говоря, такой ход вещей был показан нормальным. Серьезных слов про  духовный рост, молитву не было - явный минус. Людей ноль. Заранее предупредили, что крестят только после проверки - мне это очень понравилось. Церковь св. Николая в кузнецах, ПСТГУ. Направил туда Петр Мещеринов, крестил Олег Давыденков
Эти люди не обязательно священники и монахи и (о, ужас) даже не обязательно православные.
А была ли тема об этом?
Насчет неправославных, я понимаю это так, что есть искренние, правдивые люди, в которых действует Дух - не так, как в апостолах, но как, например в волхвах или в чистых святых до обращения - в Ирине и подобных. В лучшем случае Истина движет и приводит, рано или поздно, в ортодоксальность - открываются новые ступени. Антиквар, поделитесь мыслями. В "крещении воздухом" по сути, про это и говорится - растет неосознанная вера от действия Духа - словно интуитивное православие. Только в чистых людях, думаю, это действие может быть весьма сильным, вплоть до непосредственного просвещения, обретения некоторых сил над духами и т.п., особенно при некой вере в Христа. Только печально, если словесное евангелие встретит у такового некие словесные, ментальные преграды - предрассудки, ложные знания и подобное. В лучшем случае просто ступор, в худшем - деградация и дальнейшие отклонения.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #8 : 26 Ноябрь 2010, 21:16:32 »
В лучшем случае Истина движет и приводит, рано или поздно, в ортодоксальность - открываются новые ступени.

В ортодоксальность приводит не только (и зачастую не столько) Истина, но и возраст. Человек не успевает меняться вместе с миром и ищет опору, и ортодоксальность - наиболее зримая опора, за которую человек может ухватиться.
Духовная деградация не определяется тем, прошел ли человек обряд крещения или нет.
Ведь крещение сейчас рассматривается просто как официальная прописка в христианском мире.
И потому оглашение, катехизация - это примерно то же, как если бы перед получением прописки вам в обязательном порядке зачитывали "Правила поведения в нашем городе".
Ну, зачитают, а дальше? А дальше вы будете жить так как жили, забыв про правила. И так будет до тех пор, пока крещение будет восприниматься как прописка.

margav

  • Гость
Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #9 : 26 Ноябрь 2010, 21:20:44 »
Не тема, а соль на рану...завтра беседу с так называемыми оглашенными вести...каждый раз в душе борьба: с одной стороны, желание пробить окаменелость и достучатся до сердец, с другой - жалость, что сейчас начнет разрушаться их "блаженное" неведение и приоткроется истина - путь к спасению лежит через скорби и отречение от такого привычного уютного мирка...а пробивать и разрушать все равно надо...

Знал женщину, которая шантажировала священника тем, что если тот не окрестит её, то она покончит жизнь самоубийством. Поп испугался такого напора и крестил совершенно неверующую ни в Бога, ни в чёрта тётку...
Странно, а для чего же ей тогда надо было креститься, если она воопще не верит? Болящая или что...?
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2010, 22:06:30 от margav »

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #10 : 26 Ноябрь 2010, 21:47:13 »
 Вызывает горестное недоумение глубочайшее несоответствие между отношением пастырей Церкви к таинству Причащения, с одной стороны, и к таинству Крещения, с другой…
 Многие священники говорят, что понимают важность катехизации, но когда они смотрят в глаза человеку, просящему окрестить его, то не могут отказать…
 В. В. Вейдле говорит о несоответствии постулату онтологической значимости Крещения церковной психологии и, как следствие, обусловленной ею церковной практики…
 Почему так происходит?
Можно ли объяснить как раз скрытым пониманием значимости Крещения; т.е., чтобы потенциально не «потерять» человека, совершают таинство над пусть и не готовым? За время катехизации ведь кто-то может и передумать... Или, когда, безусловно придавая спасительную онтологическую (или же иную какую, суевериями навеянную, например) значимость таинству, крестят (спасают) душу в несознательном младенчестве…
 А Причастие? Возможная логика такова: «Ну, сегодня не причастится, так через неделю или две…раз в жизни да подготовится и дойдёт до Чаши». Потому и требования жёсткие. Ведь Тайная Вечеря как собрание верующих сердец полную свою состоятельность найдёт только в общине единомышленников.

А ведь далеко не каждый из приходящих ко крещальной купели ощутил прикосновение Христа к своему сердцу и уверовал в Него, глубоко покаялся и решил изменить свою жизнь.
Под первым «глубоким покаянием», видимо, следует понимать «ворошение архива» со всеми его грехами как есть в слезном исповедании своего ничтожества Христу и просьбой спасти окаянную душу («изменить жизнь»). Поскольку в этой области сами мы не можем ничесоже, то, возможно, достаточно услышать Иоаннов зов ветхому человеку покаяться, имея внутреннее побуждение к Богу. Такая добрая штука как катехизация более относится к рациональному становлению раба Божия.(имхо)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #11 : 26 Ноябрь 2010, 22:33:53 »
 :-) первое покаяние...это сверхзадача гордыни :-) первая исповедь максимальная ментнально чувственная раскрутка...поджечь весь  накопленный багаж чтоб прожечь дурочку в "туда" ... возможно в этом акте должен ум собраться в целостность выйти из расколотости  и Духом  освятиться...

имхо :-)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #12 : 26 Ноябрь 2010, 22:48:11 »
Очень попсово и поверхностно. Не будет крещения Духом Святым -- хоть десять лет катехизируйся... Хоть ты профессор "богословия", хоть епископ -- все одно видно пустопорожнее крещение.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #13 : 26 Ноябрь 2010, 23:13:19 »
Странно, а для чего же ей тогда надо было креститься, если она воопще не верит? Болящая или что...?
Когда я про ту тётку написал, то задачей было обозначить крайний (экстремальный) случай в "крестильной" чехарде. Пусть её резоны остануться на её совести, а священник, её крестивший, сказал мне, что до конца жизни будет нести этот взятый на себя грех и за гробом тоже.

Меня мой крёстный практически силком приволок ко крещению, сказав мне строго: "Хватит болтаться как ... в проруби! Новый Завет знаешь, отцов церкви прочёл, со всем согласен, тогда вперёд и не сачковать - надо отринуться сатаны и сочетоваться со Христом уже! Надо дать обеты и не сворачивать ни в какую сторону". (Примерно так)

Да не забудем и мы этот важный момент в таинстве, когда (взрослый) крещаемый отрицается диавола - пусть не сразу понимающий невозвратный смысл совершенного обета, но со временем начинающего работать так или иначе, даже через "не хочу".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Вернём народу Крещение?
« Ответ #14 : 27 Ноябрь 2010, 00:02:32 »
когда отрицался сатаны помню как-то резво его проклял - вызвало маленькую паузу.. вообще конечно все совершаемое в таинстве так впечаталось - ващеее. Святого дали почемуто не по календарю, - потом у меня по совпадению оказалась частица от его облачения. Жаль меня не сразу причастили..