не заметил за ним такого..
А я не заметила ничего нематериального.
По словам Григория Нисского, ничто из того, что образует тело, не является "телесным" - будь то его форма, цвет, вес, плотность, состав, размеры, влажность или теплота. Все эти качества представляют собой некие
"проявления" (логосы), которые при соединении и срастворении и
становятся материей.
То, что есть каждый конкретный человек, - это его истинное существование, или ипостась, его внутреннее "я", благодаря которому он представляет собой некий экзистенциальный факт, не тождественный
ни телу, ни душе. Они всего лишь высвечивают истинное "я" человека и
являются энергиями, проявлениями, способами выражения личностной ипостаси.
Поэтому, когда в Библии говорится о том, что
Бог "вдунул" вылепленному из глины человеку
Свое собственное дыхание, таким образом утверждается придание человеку определенных признаков, свойственных Самому Божественному бытию. На библейском языке результат этой передачи выражается в том, что человек становится "душою живою".
(Духа как такового нет, "вдунул дыхание" и стал душой, т.е. оживленным телом.)Идем дальше, нематериальной души тоже нет.Сегодня большинство людей понимают слово "душа" скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле. Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент -
нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела.
Он-то и есть душа - нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом "в мир иной".
Но это не библейское понимание души. Переводчики Ветхого Завета на греческий язык передали словом psyche (душа) стоящее в оригинале еврейское nephesch, имеющее несколько значений. "Душой" по-еврейски называлось любое живое существо, любое животное, хотя в основном Священное Писание употребляет это слово применительно к человеку. Здесь понятие души выражает способ проявления жизни в человеке; оно не относится к одной лишь духовной части человеческого существа в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась.
автор говорит о «жизни вечной», а не о состоянии после смерти тела вообще
Многие религиозные и философские системы провозглашают "бессмертие души", однако вера Церкви радикально отличается от них тем, что понимает бессмертие не как некое непостижимое в своем роде "выживание" после гибели тела, но как преодоление смерти через личностное отношение между человеком и Богом.
(это про смерть духовную, а где же смерть телесная?)Когда Церковь утверждает веру в жизнь вечную, речь вовсе не идет о некоем будущем "состоянии", в котором та или иная часть человека - его "душа" или "дух" - способны выжить после гибели тела. Вера Церкви есть убежденность в том, что наше существование обусловлено не естественной природой с ее психосоматическими свойствами, но связью с Богом, Его любовью к каждому их нас. Вера в жизнь вечную есть уверенность в неизменности Божественной любви,
конституирующей наше бытие независимо от телесной и психической деятельности организма. (ну и что это за "логосы", конституирующие наше бытие в отсутствие такого проявления (энергии) человека как тело?)Может ли человек достигнуть вечной жизни своими силами, уповая лишь на
экзистенциальные возможности, обусловленные тварной природой и, следовательно, не содержащие ни своего начала, ни своей цели в самих себе?
С исчерпанием психосоматических ресурсов человека приходит к концу и способность нашей тварной природы поддерживать собственное существование. (это я так понимаю о том самом духе, который вдунули и стал человек душою живою. Экзистенциальные возможности и психосоматические ресурсы обеспечивают существование...)