http://www.youtube.com/watch?v=_Wtbm_IdBXUОтшельничество как Равновесие СердцаЧерно-белое старое видео 1978 года об отце Матта аль-Маскине , сегодня утром нашла его, перевела, как смогла, на титры переделывать - не умею. Может и ничего особенного, но пусть уже будет в теме.
В части первой говорится о монастыре Святого Макария, как в 1969 году по велению Патриарха Климента VI 12 монахов пещерных затворников, под руководством отца Матфея были отозваны из пещер для реконструкции старого монастыря. Единственный, кому позволено было остаться в пещере, был монах Элиот. Новый монастырь был рассчитан на 150 келий, камень для нового монастыря использовали из руин старого.
Январь 1978 года. Отец Матфей согласился стать настоятелем с целью научить монахов любить затворничество, пока еще они жили в группах. Он приучал их к одиночеству постепенно, частично монахи молились вместе, обедали и служили вечернюю службу, остальное время проводили наедине с собой.
Элиота спрашивают, трудно ли находиться всегда в одиночестве, он отвечает что нет и что он наименьший из всех своих братьев.
Журналист говорит, мол монахи строят каменный дом, а вы строите дом вечный, на что монах Элиот отвечает, что мой вечный дом не я строю, а Бог и все, что происходит во мне, творится Им.
И что недостаточно просто хотеть быть хорошим монахом, надо желать этого всем сердцем, всем своим естеством, дабы открылись стальные двери, которые постоянно захлопывает перед нами дьявол. И что открыть эти двери впервые, опаснее чем все передряги на Суэцком канале вместе взятые, во времена когда на одной стороне были евреи, а на другой египтяне. А все почему? Потому что вокруг вода и огонь, некуда идти. И это собственно наше положение в этом мире. Но все опасности в нашем воображении. Ты можешь идти, - по воде и в огне. Это как страх человека, не умеюшего плавать, он должен научиться доверять воде, способной самой по себе держать его. А руки Господа могущественее воды, и ты можешь прикоснуться к ним.
Вопросы французкого молодого человка к о. Матфею
Часть вторая
ЗнаниеС 10 минуты.
-
Когда человека перестает волновать, что думают о нем другие, тогда он начинает также терять интерес и в том, чем другие занимаются. О чем они думают, что делают..О. Матфей: Прости , что перебиваю, это случается (я так понимаю, речь идет о Познании Бога) не тогда, когда ему все само по себе становится безынтересным, скорее когда он сознательно прекращает интересоваться тем, чем занимаются другие, тогда он и постигает свою внутреннюю реальность
-
В том очищенном пространстве он начинает чувствовать реальность Бога. И душа его становится колыбелью, где он встречает своего Создателя.
О. Матфей: Древнее учение Платона «Познай самого себя» - неясное учение. Как может человек сам познать себя. Это невозможно без вмешательства Предвечного. В действительности же как только человек поворачивается лицом к Богу, он и начинает постигать свой собственный образ. Он обнаруживает новую человеческую реальность. Это конечно не означает , что он видит Самого Бога. Это было бы абсурдно. Но он увидит Его в духе его же собственного сердца. Увидит истинную безмятежность и покой, которые Бог дарит нам.
Как только в человеке зарождается зерно этого смирения и покоя, - его ответственность заканчивается. Человек принимает в себя Бога, а Бог принимает в Себя человека.
Человек начинает замечать происходящие в нем перемены, он неосознанно меняется каждый новый день. Приходит безмятежность и приятие одиночества.
Элиот: Познать себя - это узнать свой образ. Который хранится в твоем сердце.
- То есть, зная свои чувства, ты знаешь что-то о Боге?.. - Чувства - неправильное слово. Потому что ты можешь чувствовать что-то, что Богом не является. А слово картинка, образ, - более подходящи. (мне и слово «слепок» кажется уместным)
Когда сердце становится очень тихим. Как пример грязная вода в стакане, где все мутное и перемешанное, если вода успокаивается, то грязь оседает на самое дно, а вода сливается со стаканом по цвету. Так и наше сердце, в состоянии покоя мы видим Бога ясно.
- Все яснее с каждым днем? - О, да! Чем стабильнее твое сердце, тем яснее ты видишь Бога
- а что касается молчания?- Молчание - наш инструмент , которым мы очищаем нашу воду в стакане, позволяя сердцу видеть Бога и говорить с Ним.
16. 15 минута
Иисус был ведом Духом Святым в пустыню на искушение Дьяволом. После поста в сорок дней и ночей Он был голоден. Искуситель пришел и сказал Ему. «Если Ты Сын Божий, пусть эти камни превратятся в хлеб»
Часть Третья. Борьба.
16.35
Элиот:
Принимая решение жить эту жизнь ты должен понимать, что все будет направлено против тебя, и ты сам себе враг. Наша жизнь и есть испытание, проверка. И это также дар. Но пока ты в гуще событий, ты не способен осознать, что это и есть твое испытание Духом и почему это происходит. Пока ты проходишь испытание, Дух тебе неведом. В то время как по окончании испытания - Дух всегда рядом. Как к Христу пришел Ангел служить Ему. И это цепь из звеньев, где одно испытание следует за другим.
Перед испытанием - бывает что-то хорошее, во время него - тоже хорошее, но неизвестное, после - чрезвычайно хорошее и ты уже способен воспринять ценность урока.
_18.00
Отец Матфей: В течение моей монастырской жизни, когда я уже достиг преклонного возраста, был случай, что один человек начал ненавидеть меня Что касается меня, то мое сердце оставалось безмятежным, я смирился с этой ненавистью и этой несправедливстью. Но однажды, позже, образ этого человека как-то возник в моей голове, и почувствовал нечеловеческую, нереальную злость и ненависть, чего никогда, с самого детства мне не доводилось ощущать. Я загорелся гневом, которого не ожидал в себе и немедленно почувствовал , как меня позвал сатана. Который подбивал меня на ответную ненависть к тому человку. Но я распознал сатану и стал горячо молиться Богу. Как только я произнес имя Христа, я словно высвободился из этих сил, потому что это действительно были силы, очень влиятельные, которые опустили меня в состояние невыносимой ненависти. От которой я немедленно же и был освобожден. И я был уверен безоговорочно, это действительно показала себя власть самого Сатаны.
20.00
Дьявол перенес Его в Священный город , поставил на вершине храма «Если Ты Сын Божий, -прыгни вниз, ведь ангелы вознесут Тебя на крыльях своих»
Затем дьявол вознес Сына Божьего на вершину горы и показал все царства земные во всей их славе сказав, что отдаст их все во владения Ему, если он преклонится перед ним
“Пойди прочь, сатана», - сказал Христос.
И после явились ангелы и служили Ему.
20.45
Нам трудно поверить в существование дьявола-Отец Матфей: По правде говоря, это не естественная ситуация, когда мы должны сражаться c ним в жизни и раз неестественнная, то так сложилось, что он невидим. Она видна, ощутима лишь тем людям, кто отворачивается от мира, поворачиваясь к Христу как к Спасителю и кто верит в вечную жизнь.
Сатана не ощутимый элемент жизни этого мира, который ты можешь купить, продать, съесть или поносить. Но как только кто-то отворачивается от мира с целью посвятить себя духовной жизни, отдать себя Христу, тут сатана проявлет себя как сильное и злобное сушество.
22.20 И почему же молитвы так действенны в пустыне? - Элиот: Потому что пустыня пуста *смеется*, дьволу здесь нечем прикрыться, не за что спрятаться, он всегда виден. В городах он действует и говорит через людей, а в пустыне ему некем манипулировать. Здесь Господь дает цель и направление.
23.17 - Можем ли мы сказать, что дьявол это личность? - Отец Матфей: Да. Это и личность и некая сила, которая может соединится с человеком, сообразно человеческому уму. Как только человек вступает в подобный альянс сил, он попадает в ловушку. Он начинает делать то, чего делать сам не имеет ни малейшего желания. Однако избавиться от этих сил он тоже не в состоянии ни психоанализом, ни таблетками, ни транквилизаторами. Но лишь касание благодати заставляет распадаться эти силки. Он перестает ощущать довление.
25.25
Означает ли это что лишь молитва способна победить эти злые силы? - Вы как раз повторили слова Христа - что сие победимо лишь молитвой и постом.
В конце Элиот говорит что вначале пути борьба протекает очень сложно и кажется опасной, но потом это лишь поле с цветами и любая пчела может прилететь сюда за нектаром и претворить его в мед. Святой Антоний был такой неустанной пчелой, собравшей много меда для всего мира.
_
а могли бы вы сейчас, по прошествии стольких лет отшельничества, снова жить в городе? Элиот: - Да, если бы меня заставили, но не по своей воле. Однако Господь иногда тоже может быть настойчив и выталкивает меня в город, хоть я и сопротивляюсь..И вот я нехотя иду, а кто-то там подходит ко мне с разговором, из которого и я, и мой собседник выносим важные и новые для себя вещи.