СОН, СНОВИДЕНИЯ ПО ПИСЬМАМ
СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
1. Сон для удовлетворения потребностей
И относительно сна лучше вам так действовать: когда не станет сил, лечь и заснуть, не в угоду плоти, а в удовлетворение потребности, чтоб потом бодрее действовать (1, с. 7) .
2. Сознание вездеприсутствия Божия прогоняет сон
Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет мес¬та, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами (1, с. 10).
3. Сон прогоняется, когда молитва Иисусова внедряется в сердце
В книгах пишется, что, когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце, тогда она придает бодренности и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт (1, с. 9-10).
4. Утешительный сон
А что видевший сон сей принят в дом Божий — это оче¬видно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. И так милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодуш¬но стоять в истине и по ее указанию простираться вперед... Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воодушевления, Она ведь Мать всех нас, христиан. И как Господу, за нас умершему, мы все дороги, так и Ей. Вращайте почаще в уме сии уте¬шительные извещения свыше (1, с. 152).
5. Сон о преосвященном Игнатии (Брянчанинове)
Сон о преосвящ. Игнатии — мудреный. Что Преосвящ. угодил Богу, в этом нет сомнения. Но сон-то сей от Бога ли? Лукавый может привиться сюда. Особенно то сомнительно, что советует сочинения свои читать, а там ложь есть. Спириты пись¬мо от него пустили в ход. И это недобре. У спиритов бесенята действуют. Недаром рекомендуют они писания сии» (2, с. 54).
6. Истолкование сна
Ваш сон! Принимаю осанку Псомисофаниха и толкую. Пчелы — добрые мысли... Мальчишки — бесенята, покушаю¬щиеся разогнать их. Стража — внимание. Только пальчиком гро¬зить мало. Надо по-строже припугнуть, призыванием имени Гос¬пода (3, с. 41).
7. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки
Сон ваш, точно, очень хорош. Это ваш Ангел Хранитель что-то сказал. Только не знаю, как это ему вздумалось взять мою образину? Ведь они видят не наружу, а нутро» (3, с. 85).
8. Снам лучше не верить
В письме великопостном вы спрашиваете: можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазни¬тельных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на па¬мять добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут… (3, с. 116).
9. Благодатные сны и внушения должно считать понуж¬дением, к усовершенствованию
Сны ваши и невидимые внушения, в сердце отзывающие¬ся, все хорошего происхождения и означают одно: что путь ваш хорош и приведет к доброму концу, если не соступите с него и будете не жалея себя продолжать его все в одном и том же чине. Чтобы вы не разленились, не покусились на льготы, подумав в самопрельщении, что вы уже много прошли и высоко взошли, милостивый Господь и устрояет вам понукания, как бы говоря: «Не засматривайся на себя, смотри под ноги и не зевай по сторо¬нам, а все иди и иди, будто не начинал, ибо путь еще долог...» Так всегда и понимайте сии внушения, что они не награда за про¬шедшее, а понуждение спешить вперед и вперед. Что значит по частям каждый сон и каждое внушение, это трудно разгадать и не нужно... Нужно общее, а оно видно... и то, что всегда последь хорошая, все сваливается с души, и она вводится в иную область отрешенную (3, с. 234).
10. Сны и происходящая от них опасность для подвижницы
Сны!! — Неужто они занимают вас и держатся в голове? Откровение что ли? Пустошь — сны. Да смотрите еще, как бы враг не успел чрез них как-нибудь обмануть. Покажет сны бла¬говидные, а потом начнет трубить в уши: «Это тебе Бог послал извещение за труды твои» и проч. Раз, два, три — глядишь, душа-то погнется на эту сторону. Но только поверь она хоть на волос, что это от Бога, тотчас пойдет самочувствие, самоценение — помышления сокровенные, при всех смиренничаниях уместные. Врагу только это успеть бы набить в душу, а там уж у него все пойдет гладко. Так вот и посмотрите попристальнее. Если было что подобное, то тут есть вражье нечто. Господа ради всячески смиряйте себя. Вам особенно надобно озаботиться укоренением сего чувства. Пост ваш и молитвенное правило имеют вид осо¬бенности. Тут врагу простор. Подойдет и начнет величать: «Ты молитвенница, ты постница, не то, что те ленивицы, ядцы и пийцы» и проч.— На деле же что молитва? Даст Бог — есть, а нет — мыслей не соберешь. Что пост? Совершенное ничто. Лука¬вый сам никогда не ест. Не поостережетесь — и беда. Да смот¬рите, как бы еще он не пришел в каком светлом виде! Того и гляди. Посмотрите, если есть в душе хоть мимолетное помышле¬ние, что сны ваши были нечто особенное, то быть беде. Держите ухо остро. Вам самим все виднее. Станьте пред Господом и при свете лица Его определите себя. Если есть что, изгладить надо до корня, чтоб и следа малого не оставалось (4, с. 221 - 222).
11. О сновидениях
О сновидениях не имею что сказать. Исторически уж под¬тверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, быва¬ют от врага. Как разузнать — ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православ¬ному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда недостает уверенности. Божии сны, кои ис¬полнять должно, по-вторительно были посылаемы... (7, с. 178).
12. Утешительный сон
Сон вашей дочери почившей очень отраден. Видите, что ей хорошо. Чего же скорбеть-то? Уж после такого уведомления и малая скорбь — грех, а не только большая. Извольте радоваться и Бога всячески благодарить, что взял дочь к Себе пораньше (8, с. 44).
Сон ваш очень утешителен. Он указывает вам престолы, с означением и добродетелей, за которые они даются. То, что это вам показано, дает разуметь, что престолы сии вам предназначаются, если преуспеете в тех добродетелях. Если бы зародыша этих добродетелей не было у вас, это не было бы вам показано. Пока¬зано же, чтоб вы те добродетели, коих зародыш есть, доводили до совершенства (8, с. 88).
Явившийся вам во сне был ваш Ангел Хранитель. Видя в этом милость Божию к вам, не смею быть и сам немилостивым. Посылаю с сей почтою книгу проповедей о покаянии и исправле¬нии жизни. Не годится ли она вам? (8, с. 170).
13. О виденных снах
Сны. Крест рассыпался... Это указание, что у вас терпения нет... Примитесь за терпение, и крест опять созиждется в вас...
Ваш сон не умею понять. Но не видно никакого указания гроз¬ного. Видно, что святитель не против вас, когда дал себя лобы¬зать... Не умалилась ли ваша вера и величание его?! (6, с. 198).
14. Несбывшийся сон
Я поминал вам о похоронах по поводу вашего сна, который пророчил мне смерть в первых числах августа. Но вот, по милос¬ти Божией, первые числа уже миновали, а смерть забыла о своих угрозах. Верно, это не относится к нынешнему году. Однако ж все в руках Божиих. Повелит — и жизни конец! (8, с. 35).
15. Истолкование сна
Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага. Что дальше не пропустили — это или означает степень, какой кто удостоивается, ибо не все одинаковы. Или дано сие видеть — в побуждение, что не надобно останавливаться на полдо-роге, а сле¬дует искать и искать или, как апостол, все гнать вперед. А что видевший сон сей принят в дом Божий, это очевидно. Если б не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. Итак, милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в исти¬не и по ее указанию простираться вперед. Благослови вас, Гос¬поди. Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воо¬душевления! Она ведь Мать всех нас, христиан. И как Господу, за нас умершему, мы все дороги, так и Ей. Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше (8, с. 221).