Учитель "заражает" СОСТОЯНИЕМ..в этом его основная ценность
Возможно, имелось в виду вот что - невербальная и не-символическая передача от учителя к ученику, отнюдь не являющаяся шизофренией. Такая
прямая передача состояния/знания имеется в некоторых традициях, в т.ч. отчасти и в дзен (насколько мне известно):
"1. ПРЯМАЯ ПЕРЕДАЧА изначального состояния дается ученику непосредственно Учителем.
Учитель всегда пребывает в изначальном состоянии, и присутствие этого состояния само передается ученику в любой ситуации или при любой деятельности, в которой они оба участвуют.2. Ученик входит в недвойственное созерцание и, переживая изначальное состояние, больше НЕ ОСТАЕТСЯ В СОМНЕНИИ относительно того, что это такое.
3. Ученик ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ недвойственного созерцания, в изначальном состоянии, внося созерцание в каждое свое действие, пока не будет реализовано, не станет реальным, то, что изначально является истинным состоянием каждого человека, но остается скрытым из-за двойственного видения. Практикующий продолжает пребывать в таком состоянии вплоть до полной реализации."
Здесь изначальное состояние=природа ума=истинный ум...а недвойственное созерцание-способ его пережить. Но сперва нужно четко и без сомнений познать состояние природы ума. Это дает учитель с помощью передачи - устной или с помощью символов. Или прямой, как сказано выше. Но это возможно только тогда, когда учитель сам всегда пребывает в состоянии истинного ума.
Таким образом,
наш истинный ум здесь является и основой пути, и самим путем реализации, и плодом, обретаемым реализованным.