Однако будда не выше просветления а просветленный. Даже свет. Но не причина Света. Получивший просветление и дарующий его но не первопричина просветления.
Синхрония блин! Недели не прошло как обсуждал этот вопрос с обним буддистом! Короче, не все так однозначно... Как я понял, если в раннем буддизме (условно - хинаяне) это именно так, то в тибетских школах то что описывается как ум будды просто пугающе похоже на христианские представления о Духе.
Ну да. А три тела Будды - три кайи пугающе похоже на Троицу. Но безличностную, что должно пугать еще сильнее
Все больше убеждаюсь в том, что буддизм слишком разнообразен, и чаще всего, утверждая, что в нем это так, а то - этак, на самом деле просто не знаем толком.
В одной колеснице - одно, в другой - другое.
Есть Адибудда - первобудда, вневременное единство всех будд и всего мироздания. Есть три кайи. Но говорить о причине и первопричине там, где учение уже за пределом всяких причин и следствий - нелепо.
Есть соображения по поводу первпричины, и весьма занятные.
Если Бог - причина (или первопричина), то имеется и следствие (или первоследствие). А значит, Он уже в причинно-следственном круговороте, значит Он этим принадлежит сансаре и перерождается через многие эоны, когда исчерпается его благая карма, в другой мир. В мир голодных духов или в ад, например. В этом самая славная шутка черного юмора буддизма, потому что там таких богов, которые потом переродятся в других мирах - дофига. Буддисты туда большую часть индийского пантеона отправили.
Такова цена богам, которые попали в причинно-следственное колесо перерождений.
Поэтому "реальная" причина всего падшего сущего, и всего зла там одна - неведение и его "развертка" в иллюзорное бытие, там где рулят причина и в следствие. Ведение прекращает иллюзию и освобождает из оков кармического закона причин-следствий. Понятие же кармы удивительно близко к понятию греха: по возникновению, по причинно-следственной связи и по способе очищения.
но молитва это не просто медитация со средоточением а обращение к Единому с одной просьбой - милости. Это уже на порядок выше трансцендентного независимо существуемого и созерцаемого. А добавив сюда еще к осознанию правильная оценка и характеристика - все усиливается вдвое. Отказ не от методов а от направленности на собственное спасение самого себя.
И молитву с мантрой отлично можно сопоставить. Дело же вообще не в молитве и не в "одной просьбе", а в "прилепиться к Богу".
Спасение самого себя происходит (и то могу ошибаться) только в Хинаяне, и то не везде. Уже в Махаяне (и соответственно, в чань/дзене) вся ориентация - на то, чтобы сначала спаслись ВСЕ живые существа из круга перерождений и достигли просветления. А я - последним.
Вот чего для меня нет в буддизме - это Любви. По крайней мере, в западном "разливе" буддизма. Ни сострадание, ни махамудринский союз блаженства, ясности и пустоты. Это все не Любовь, это - не тот
личностный союз Любящего и Любимого, что есть в христианстве, в исламе, в индуизме.
А вот в буддизме его не увидел и не вижу. Но, возможно, просто не знаю.
И еще такая штука - язык. Чужой, с подстрочником и символикой чужой культуры, крутящимися во время практик в уме. Или родной (а ц/с - родной, пусть и малознакомый
).
Это для меня очень большая разница, имхо.