Исихазм

Автор Тема: Об опасности  (Прочитано 52861 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #165 : 25 Январь 2011, 18:26:27 »
Я вот еще какой вопрос хотел бы уяснить для себя.
 Я понимаю конечно, что Бог не подаст мне камень вместо хлеба. А если не Бог? А если я сам себе подам? Да так и буду до конца, сам себе, из руки в руку,просить - подавать, просить - подавать?

Камней будет подано немало, причем самых неожиданных. И лукавый подает, и сам себе всучиваешь, и так много-много раз.
Но это - не нечто, специфически присущее умному деланию. Это присуще греховному состоянию человека вообще.
Даже робкое следование по пути молитвы, по пути трезвения, наоборот, понемногу открывает возможности отличать камень лукавого от дара Божьего.
Для начального этапа бывает характерно недоверие к себе, стремление (зачастую максималистское) отказаться от всех наслаждений, замкнуться в себе и так далее (исхожу из своего небольшого опыта). Это приводит к неизбежным внутренним кризисам, начинает трясти, как самолет в зоне турбулентности.
Потом уже открывается что-то вроде пространства, скрывающегося за облаками душевных подъемов и темных туч уныния. Открывается понемногу, по чуть-чуть.
Самое трудное, наверное, это научиться верить Богу (не только в него, но именно верить, доверять Ему).
Бог не оставляет того, кто стремится к Нему. И опасность - не в молитве, а в стремлении отвернуться от Бога.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #166 : 25 Январь 2011, 19:09:52 »
Камень многие и в результате причастия получают, но не понимают этого. Только не будем говорить что все нормально причащаются, потому что милостив Господь... Без сердечной веры достойно воспринять таинство невозможно. И.м. дело собственно евхаристическое - прием тайнством вошедшего в душу Господа. А кто не встречает - получает заслуженный камень.

Камень тяжел, вражеский до надрыва; а вот Мир, который предъидет утешающей благодати, тих, глубок и убирает все тяготы - как после хорошей исповеди, покой от тяжести грехов. Как Павел пишет: "Мир, всяк ум преимущий" и "имейте Мир, без которого никтоже узрит Бога". Поэтому один наш отец толкует, вроде Максим Исповедник, что "блаженны миротворцы, ибо те сынове божии наректся" не только в прямом смысле, но более в душевном - чистые сердца, впитывающие мир Духа, просвещаются и соединяются с Ним в этом глубоком Мире. А враг не может принести тихий, кроткий мир, лишь недолгое успокоение с сокрытой гордыней, часто самоудовлетворением и кроющейся враждой, заискиванием своего. Мир свыше - прощение всех и хотя малая, но любовь к врагам. Любовь к врагам это абсолютный критерий непрелестности, говорит Силуан Афонский. Так что камень сразу узнаете, а змею тем более.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #167 : 25 Январь 2011, 19:21:45 »
Хочется красным цветом напечатать здесь пару оч. важных [для всех нас] мыслей, высказанных elm'ом:
Очень важно понять, что самодвижная молитва - это не повторяющиеся слова, а постоянное стояние чувств в памяти Божией.

Любовь к врагам это абсолютный критерий непрелестности, говорит Силуан Афонский.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #168 : 25 Январь 2011, 22:51:54 »
 Большое спасибо всем за отклик,mirnestraniky особенное - за цитаты. Я ведь об этом, как раз и думал. Написавший то наверняка и чувствами в памяти Божией пребывал, и к врагам был мирен, и наставники были рядом. А мне как быть в таком случае? Вот ведь вопрос.
Я  сам по характеру таков, что могу легко устроить внутри радость, слезы и утешение даже при просмотре сериала или футбола. И никогда не бываю так мирен к врагам, как в час победы "Зенита"и даже до следующего матча. Читаю на форуме речи stranika - умиляюсь. Приятный человек, хорошо пишет. Подвижен очень я на чувство, во время молитвы вдвойне. Кровяной я очень.
 И вот я молиться буду, и радость пойдет и утешение и прослежусь. А окажется то,я всего лишь сам себе молился? Потом бесчувствие придет от расхода чувств,
ну значит, враг стужает. Потом сигаретку скурю, кофию напьюсь - снова в силе, "благодать" пришла. И так по кругу всю жизнь сам себе и прокамлаю, а что за гробом? Страшно так пропасть. Сам себе враг и прелестник.

Как не пропасть - то? Вот вопрос.




о слезах
Цитировать
Добротолюбие

-----------------------------------------------------------------------
23. Находясь в искушении, чувствовал я радость, слезы и утешение, и по младенчеству думал, что это плод духовный, а это была прелесть вражия.
------------------------------------------------------------------------

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #169 : 25 Январь 2011, 23:51:47 »
Тот Мир,о котором я писал выше,вы никогда не сможете подделать,ни сами,когда уже вкусите его;ни враг тем более,ибо Исаак Сирин вроде и другие отцы,хором говорят,что враг познается именно по безчинию, отсутсвию мира.А Мир этот предшествует просвещению всегда:"имейте Мир,без которого никтоже узрит Бога". Повторяю, это "Мир,всяк ум преимущий"
http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_10.htm
ум должен совлечься всех образов, почитайте там про мрак совлечения:
Цитировать
Пребывая во мраке совлечения,ум испытывает своеобразное наслаждение и покой,и если при этом он как-то обратится на самого себя,то может ощутить некое подобие света,который,однако,не есть еще несозданный свет Божества,а естественное свойство ума,созданного по образу Божию.Как исход за грани временного,это созерцание приближает ум к познанию непреходящего,и тем делает человека обладателем нового познания,однако,еще отвлеченного познания, и горе тому,кто мудрость сию принимает,как познание истинного Бога, и созерцание сие,как приобщение Божественному бытию.Горе потому,что в таком случае мрак совлечения, стоящий на грани истинного боговидения,становится непроницаемым покровом Божества и крепкою стеною,отделяющею от Бога более,чем мрак восстания грубых страстей,мрак явных демонических наваждений или мрак потери благодати и богооставленности.Горе потому,что это было бы заблуждением,«прелестью»,ибо Бога во мраке совлечения еще нет.Бог является во свете и как свет.
...
Свет Божественный есть — вечная жизнь,Царство Божие,несозданная энергия Божества.Он не заключен в тварном естестве человека; он иноприроден нам,и потому не может быть раскрыт в нас никакими аскетическими средствами,а приходит исключительно,как дар милосердия Божия.

. Блаженный Старец утверждал,что когда Бог является в великом свете,тогда невозможно никакое сомнение в том,что это Господь,Творец и Вседержитель.Но кто удостоился созерцать лишь малый свет,тот,если будет исходить не из веры свидетельству Отцов Церкви, а лишь из своего опыта,не может ясно познать его иноприродность по отношению к душе,и для него путем к этому познанию может явиться только дальнейший опыт повторных посещений и оставлений, которые научат его различать Божественное действие от естественного человеческого
не принимай,не отвергай-золотое правило святых отцов,которым,как я уверен, пользуют все практики (а не все участники серьезно практикуют) с нашей конфы, да и вообще все нынешние практики

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #170 : 26 Январь 2011, 00:26:59 »
 Но по моему," не принимай, не отвергай "это всего лишь " не отвергай" - потому что, то что я чувствую уже во мне. Например, если ножиком потихоньку тыкать
он может и до сердца дойти. Но нож болен,смертелен - мы знаем и такого стараемся не допустить. А сладость приятна, но и тоже бывает опасна.
 Мне вот что не понять - автор то цитаты( я не понял кто это, трудно разобрать), он Авва, наставником его был наверняка такой же знаменитый старец, про Мир я думаю они все знали опытно и с младых ногтей. Почему провал?
 Я поэтому и хотел узнать - нет ли опытного практика с полным неприятием любой " благодати" или Благодати? Какой бы был результат? Господь ведь не обидчив,а мы подстрахуемся.
 Ни в коем случае не спорю с Вами, уважаемый elm, просто пытаюсь разобраться.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #171 : 26 Январь 2011, 00:56:04 »
Нет, у Силуана, которого я цитировал, не было наставника. Он афонский самоучка. 2 раза влетал в прелесть и местные старцы его не смогли вытащить, вылез он сам. Вообще я об этом писал ранее тут, читайте внимательнее, пожалуйста. Серафим, Паисий, да и Сергий и другие - все молитвенники самоучки

Не принимай, не отвергай - это всмысле оставляй как есть что происходит, но не говори и не убеждай себя, что это от Господа. А главное - НЕ СЛЕДУЙ НИЧЕМУ и НЕ ПОДТАЛКИВАЙ, а спокойно внимай себе. Григорий Синаит написал по этому поводу, что Господь дает то чего не ждем, не ожидаем. И не негодует, если отрицаемся, "хотя бывало, что и негодовал" по его словам.
Но Мир свыше, который бывает только и только от покаяния, и в котором любовь ко врагам это 100% предшественник просвещения. Без него Дух не являет себя.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #172 : 26 Январь 2011, 01:28:02 »
elm, спасибо большое за приведенную цитату о мраке совлечения.
Цитировать
Как исход за грани временного,это созерцание приближает ум к познанию непреходящего,и тем делает человека обладателем нового познания,однако,еще отвлеченного познания, и горе тому,кто мудрость сию принимает,как познание истинного Бога, и созерцание сие,как приобщение Божественному бытию.Горе потому,что в таком случае мрак совлечения, стоящий на грани истинного боговидения,становится непроницаемым покровом Божества и крепкою стеною,отделяющею от Бога более,чем мрак восстания грубых страстей,мрак явных демонических наваждений или мрак потери благодати и богооставленности.Горе потому,что это было бы заблуждением,«прелестью»,ибо Бога во мраке совлечения еще нет.Бог является во свете и как свет.

Думается, иеромонах Софроний весьма точно это подметил: здесь и лежит одно из существенных расхождений УД и некоторых восточных "недвойственных систем".

Цитировать
В тот мрак, о котором идет речь, погружается внутренне душа подвижника, когда он волевым актом, посредством специальных аскетических методов, совлекается всякого представления и воображения видимых вещей и рассудочных размышлений и понятий; когда он «останавливает» ум и воображение, и потому его можно назвать «мраком совлечения»; молитву же эту принято именовать «художественною» в силу того, что совершается она по специальному, существующему на сей предмет методу

Что же это за специальный метод, что за художественная молитва имеется в виду в данном случае?
Ведь у Софрония говорится не о той художественной молитве, что у Никодима Карульского?
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim.htm

Или же это - то, чему учили Никифор Постник, Симеон н.б.  и Григорий Синаит - что и собрано у Паисия Величковского в гл.6:
http://krotov.info/library/03_v/vel/ichkovsky_02.htm#a4

Что-то я в непонятке...
« Последнее редактирование: 26 Январь 2011, 01:46:39 от прозелит »

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об опасности
« Ответ #173 : 26 Январь 2011, 10:28:54 »
Подвижен очень я на чувство, во время молитвы вдвойне. Кровяной я очень.
 Страшно так пропасть. Сам себе враг и прелестник.

Как не пропасть - то? Вот вопрос.

"Ибо сейчас, когда мы прародительски лукавые, блудные и развращенные, мы [пребываем] по образу лукавого. Такими он нас соделал — из крови и флегмы.
Но прежде чем это изменится, требуется многое. Требуется строжайший пост, чтобы ушла материнская кровь, чтобы очистилась флегма — эта нечистота. Чтобы стерлись представления, которые человек узнал с детства. Требуется присоединить к тому и постоянное бдение. Не один раз или два, но все время, чтобы утончился ум, грубый и неповоротливый. И, в-третьих, непрестанная молитва. Умом, словом и сердцем.
И как умирает человек, если прекратится дыхание, так умирает и душа без непрестанной и всегдашней молитвы. Ибо враг не спит, а непрестанно воюет. И как младенец, зачатый в утробе матери, если прекратит дышать, задыхается и умирает, подобно и в зачатии духовном, если прекращается умное делание." Из писем к монашествующим и мирянам Старца Иосифа Исихаста
О МОЛИТВЕ И ЧИСТОТЕ

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об опасности
« Ответ #174 : 26 Январь 2011, 10:58:09 »
Читаю на форуме речи stranika - умиляюсь. Приятный человек, хорошо пишет.
-----------------------------------------------------------------------
23. Находясь в искушении, чувствовал я радость, слезы и утешение, и по младенчеству думал, что это плод духовный, а это была прелесть вражия.
------------------------------------------------------------------------



"Мы обнаружили странные следы на берегу Неизвестного...мы разрабатывали сложные теории, которые могли объяснить их происхождение. Наконец нам удалось воспроизвести облик существа, которое оставило эти следы... И, о Боже! Им оказались мы сами." А.Эддингтон

Вы, если что... привет ему от нас передавайте!  :wink: Скажите, что скучаем...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #175 : 26 Январь 2011, 13:01:26 »
Я поэтому и хотел узнать - нет ли опытного практика с полным неприятием любой " благодати" или Благодати? Какой бы был результат? Господь ведь не обидчив,а мы подстрахуемся.
Буддийский лама вам об этом расскажет.

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #176 : 26 Январь 2011, 18:10:01 »
 Большое спасибо всем.

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #177 : 26 Январь 2011, 18:42:57 »


Буддийский лама вам об этом расскажет.

 Зачем Вы посылаете неопытного,пусть и заблуждающегося,брата Вашего во Христе к буддийским монахам? Для меня это опасно, да и для Вас. Если я заблуждаюсь, по моему надо или попытаться помочь, или промолчать. Или обличить. Вы же по сути дела не сказали ничего, ничего лучше не придумали, как послать меня в сторону от Бога противоположную. Не думаю, что хоть один Авва так бы сделал.
 Вы же,уважаемый Yury, советуете мне, лишь начать молиться и ждать ответа, да еще откинув при этом страх. А я своего сердца и крови - боюсь, боюсь их ответов.
 

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #178 : 26 Январь 2011, 20:25:33 »

"Пёс возвращается на блевотину свою",
псу всё равно где спасительнее, ему важнее где привычно.


Если Вы про Ум то так и есть......а про людей нельзя так говорить.. :-)

Не про ум а про подсознание, ум у нас хороший.

Attraction

  • Гость
Re: Об опасности
« Ответ #179 : 26 Январь 2011, 21:25:22 »
Aндpeй:-) пусть так