Исихазм

Автор Тема: О внутреннем безмолвии  (Прочитано 10377 раз)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

О внутреннем безмолвии
« : 28 Январь 2011, 00:45:57 »
В дневнике о. Никодима (в библиотеке сайта) я прочитал такие слова: "Ну, теперь ты своим послушанием заслужил себе безмолвие внешнее, а о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием, после моей кончины;"
Что есть внутреннее безмолвие? Власть над страстями?
Можно ли говорить о том, что внутреннее безмолвие есть власть над страстями (для их преображения), достигнутая молитвой?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #1 : 28 Январь 2011, 01:40:36 »
Мне видится, что внутренним безмолвием можно бы именовать необратимое пребывание [вселение] ума в сердечной области, сопряжённое с некоторыми физиологическими изменениями, а именно - постепенное удаление разного рода блоков [бесов] в теле, создающих фон беспокойства и дискомфорта и тем самым включающих продуцирование умом мыслей, образов и забот, для чего он должен опять переместиться в голову.
В идеале ум, соединённый с сердцем "настраивает" весь организм таким образом, что нигде в нём не происходит утечка жизненной силы, т.е. прекращает таким образом подпитывать низшие сущности.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #2 : 28 Январь 2011, 07:00:43 »
В дневнике о. Никодима (в библиотеке сайта) я прочитал такие слова: "Ну, теперь ты своим послушанием заслужил себе безмолвие внешнее, а о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием, после моей кончины;"
Не читал дневников о.Никодима, но всё же… Здесь подаётся мысль о безмолвии, которое в русле и по примеру наших отношений с Творцом имеет свою глубину… «Послушанием заслужил себе безмолвие внешнее»: признаём над собой Хозяина - заслуживаем звание раба; меж тем безмолвие (как и отношения с Ним в целом) внешнее/поверхностное. Ум брыкается от мысли, что надо благословлять Владыку (и тем послушно устанавливать память в Нём) молитвой за предоставленную пищу; за то, что вернул душу утром к пробуждению, и что вечером благоволит выслушивать отчёт о содеянном за день (поступки ли то или умное делание) и т.п.. Раб не имеет свободы (в т.ч. над своими страстями), но вверяет её в руки Господа – навечно (ведь даже переход на «новую ступень», или обретение иной [не говорю большей] глубины отношений с Творцом не предполагает отброс прошлого опыта).
 «А о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием»: служение Всевышнему сковывает (ум брыкается), и понимание этой своей немощи вызывает покаяние и желание выйти в свободу чада (сына) Божия. Как ум устанавливается в Боге (страсти и задуманная суета притихают), и молитвословить радостней, и внутренняя работа над собой обретает черты наемника – хочется читать Слово Божие и знать/искать Его хозяйскую волю, хочется быть милосерднее к ближним и т.п. И берёшь на себя груз работы (как наёмник), а в светлой части отношений выявляется сыновья благодарность и любовь. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6) – об этом Господь сказал через пророка Осию, и Сам непосредственно: «Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"» (Мф.9:13) – это вводит в парадигму сыновьего отношения. С т.з. безмолвия ума «Боговедения более, нежели всесожжений» - под всесожжением можно понимать молитвословие, под «Боговедением» - иное качество молитвы, ведь любящие могут и помолчать друг с другом.
А в книге «Песнь Песней Соломона» показаны уже супружеские отношения, вступление в брачный союз со Всевышним, где с т.з. «безмолвия ума» о чём и говорить… Ведь искренние влюблённые выбирают и соглашаются на брак не по расчёту – а уму уж страшно и представить, что сердце может резонировать в любви с Творцом.
 Это всё можно рассматривать в условии понимания, что каждый (раб, наёмник…) представлен перед Богом в равной человеческой (в образе) и цельной (в подобии) мере. Потому раб - наёмник/сын - супруг включено в цельный образ совокупно, и опыт обретения глубины или поверхностности не отбрасывает предшествующий.
 Учитель наш в Гефсиманском саду не безмолвствовал, но от сердца молитвословил. И евангелист Иоанн пишет в 17ой главе «…Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче!...» При том Господь и уединялся в пустынные места или на гору, для общения с Отцом в безмолвии.
 Мне представляется (ересь, наверно, выскажу для сайта), что безмолвие ума вообще и абсолютно не панацея для спасения. Душевное устроение у человека уникальное, уникален и дар благочестия, уникальна и единственна жизнь на земле и условия, в которых предстоим перед лицом Творца, всё создавшего для Своего единичного же образа. Господь Иисус Христос показал и исполнение Закона, и освящение Благодатью (именно освящение материи священнодействием в реальном мире, а не только внутреннем). Позволил себе и пооффтопить, не обессудьте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #3 : 28 Январь 2011, 12:04:21 »
Просто во внешнем послушании человек навыкает творить не свою волю. И пока есть опытный наставник - он говорит, послушник делает. Приучаясь внешне отвергать свою волю обретается и внешняя тишина. По смерти же наставника нет другого выхода как обратится к Наставнику вечному. Но услышать волю Его можно только в тишине ума, которая возможна лишь очищением этого самого ума. А очищение происходит через покаяние. Тогда внутренний навык "слушать" соединится с внешним навыком "исполнять". Произойдет реализация человека в Боге. ИМХО.

"Можно ли говорить о том, что внутреннее безмолвие есть власть над страстями (для их преображения), достигнутая молитвой?"

Не думаю Тишина, безмолвие - условия. Преображение происходит без непосредственного участия человека в самом процессе преображения. Власть подразумевает насилие над страстной частью души, преображение же исправляет эту часть.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #4 : 28 Январь 2011, 13:01:03 »
Мне видится, что внутренним безмолвием можно бы именовать необратимое пребывание [вселение] ума в сердечной области, сопряжённое с некоторыми физиологическими изменениями, а именно - постепенное удаление разного рода блоков [бесов] в теле, создающих фон беспокойства и дискомфорта и тем самым включающих продуцирование умом мыслей, образов и забот, для чего он должен опять переместиться в голову.
В идеале ум, соединённый с сердцем "настраивает" весь организм таким образом, что нигде в нём не происходит утечка жизненной силы, т.е. прекращает таким образом подпитывать низшие сущности.

С годами понемногу как будто находишь область в районе сердца, где есть безмолвие. Не думаю, что это и есть истинное внутреннее безмолвие, но, быть может, это некое преддверие его. Ум сходит туда на несколько мгновений, его можно даже свести туда (ненадолго). И оттуда все внешнее становится фоновым шумом, гулом. И все же ум не может, к сожалению, находиться там долго, он то и дело как бы выдергивается из этого преддверия безмолвия. И дело не во внешних раздражителях, сколько в самом уме - стремящемся вовне. В неочищенном уме слишком много сил, выталкивающих его во внешний мир.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #5 : 28 Январь 2011, 13:44:15 »
С годами понемногу как будто находишь область в районе сердца, где есть безмолвие. Не думаю, что это и есть истинное внутреннее безмолвие, но, быть может, это некое преддверие его. Ум сходит туда на несколько мгновений, его можно даже свести туда (ненадолго). И оттуда все внешнее становится фоновым шумом, гулом. И все же ум не может, к сожалению, находиться там долго, он то и дело как бы выдергивается из этого преддверия безмолвия. И дело не во внешних раздражителях, сколько в самом уме - стремящемся вовне. В неочищенном уме слишком много сил, выталкивающих его во внешний мир.

Тишина ума это в некотором роде спонтанное состояние, возникающее физиологически при глубоком внутреннем сосредоточении. Когда ум собирается внутри все глубже и глубже, происходит так называемая сенсорная депривация. Внешние раздражители не в состоянии достучаться до органов чувств. Но ум действительно не может не воспринимать. И при длительном удержании переключается на восприятие ментальной реальности. Инвертируется восприятие. И ментальные образы, зажимы (а коль ум не чист они весьма своеобразны), врываются в область сознания, которое в таких состояниях, в отличии от сна или потери сознания, не выключается. И тогда ум может быть ими захвачен и крыша может не выдержать от такого потока информации поданной в доступных уму интерпретациях. Поэтому при таком погружении ум должен быть занят, чтобы не быть унесенным этим потоком. И тут важную роль играет молитва, на которой при всех внешне льющихся потоках ментала, удерживается внимание не позволяя уму уйти, а эти потоки созерцаются и выходя из подсознанки осознаются переживаются и растворяются не нанося вреда. Молитва же и устремление к Любви Божией призывает благодать, или же божественные энергии, которые при сосредоточении на молитве принимаются умом, собственно молитвой и занятым. Тогда божественное принимается а все не от Бога что преображается в раскаянии. Ум по малу очищается. Помалу потому что если все это произойдет разово в полном обьеме, погорят все предохранители ))). Помалу растет молитвенное сосредоточение, помалу происходит выброс ментала, помалу все приходит в норму. Сама же тишина ума как состояние (необходимое для молитвы) есть лишь результат той самой депривации с разворотом восприятия. Все глубоко ИМХО. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #6 : 28 Январь 2011, 15:16:22 »
Мне видится, что внутренним безмолвием можно бы именовать необратимое пребывание [вселение] ума в сердечной области, сопряжённое с некоторыми физиологическими изменениями, а именно - постепенное удаление разного рода блоков [бесов] в теле, создающих фон беспокойства и дискомфорта и тем самым включающих продуцирование умом мыслей, образов и забот, для чего он должен опять переместиться в голову.
В идеале ум, соединённый с сердцем "настраивает" весь организм таким образом, что нигде в нём не происходит утечка жизненной силы, т.е. прекращает таким образом подпитывать низшие сущности.
Не слишком ли физиологично? Жизнь есть Дух... Хотя с другой стороны жизнь связана и с телом, которое умеет говорить и, часто, не по делу.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #7 : 28 Январь 2011, 15:24:17 »
К счастью оно умеет не только говорить, но и слушать. А кто считает что тело не средство а помеха - есть множество единоразовых практик избавления. :-)
Недооценивать роль тела не разумно, переоценивать - губительно. ИМХО.

- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #8 : 28 Январь 2011, 18:01:02 »
"Ну, теперь ты своим послушанием заслужил себе безмолвие внешнее, а о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием, после моей кончины;"
Что есть внутреннее безмолвие?
Это взято из Библии. Это описание духовного Храма у Иезекииля.
Внешнее безмолвие, это внутренний двор храма. Это борьба со страстями. Бодрствование , это наблюдение за собой, за своими поступками, желаниями и мыслями и это всё называется добродетель.
Внутреннее безмолвие, это сам Храм и его ступени. Первая ступень, это притвор, где стоит жертвенник. Не покаявшись, невозможно войти в Святое и далее...
Думаю вы понимаете, что я говорю о молитве? Притвор, это борьба с мыслями.
Невозможно продвинуться дальше, исли покаянием не добьёмся безмолвия.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #9 : 28 Январь 2011, 18:58:00 »
В неочищенном уме слишком много сил, выталкивающих его во внешний мир.
Ум наполнен огромным количеством ложных теорий и представлений о мире и себе самом [не говорю сейчас о фобиях и беспокойставах физиологического источника].
Внезапное [намеренное или спонтанное - при крайней внешней опасности, например] погружение ума в сердце прекращает все его активности, кроме самой главной - внимания, и даже, наоборот, усиливает его. Происходит очищение ума, которое только и возможно в сердце.
Ждать пока он очистится, находясь в голове - гиблое дело. Он никогда там не очистится. Всегда будет считать себя самым главным и значительным.[всё ИМХО]

Не слишком ли физиологично? Жизнь есть Дух... Хотя с другой стороны жизнь связана и с телом, которое умеет говорить и, часто, не по делу.
Может быть, слегка физиологично, но если вдуматься: что у нас есть кроме тела и сознания? А также их ощущений и представлений [не всегда истинных]. Кто тут из нас может заявить нагло, что движим Духом?
Даже поиск Спасения и интерес к религии инициированы чаще всего страхом смерти, т.е. вполне "телесным" переживанием.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #10 : 28 Январь 2011, 19:26:46 »
С годами понемногу как будто находишь область в районе сердца, где есть безмолвие. Не думаю, что это и есть истинное внутреннее безмолвие, но, быть может, это некое преддверие его. Ум сходит туда на несколько мгновений, его можно даже свести туда (ненадолго). И оттуда все внешнее становится фоновым шумом, гулом. И все же ум не может, к сожалению, находиться там долго, он то и дело как бы выдергивается из этого преддверия безмолвия. И дело не во внешних раздражителях, сколько в самом уме - стремящемся вовне. В неочищенном уме слишком много сил, выталкивающих его во внешний мир.
Примерно так же :-)...эта область как бы изолирована но не преградой...её всё время обстоят страсти...как вода вокруг...она(область) светлее окружающего(по цвету)...в ней мир-базовое чувство...но могут быть и другие...когда есть потребность убежать от страсти...стараюсь внимание удерживать в этом преддверии(мне кажется) сердца...а оно постоянно убегает...и стараюсь концентрировать внимание чувств на мире который в этой области...однако...в борьбе со страстями, это мне пока мало помогает...ум при необходимости переключения на суету выходит из области и...со всеми вытекающими...
Был правда однократный опыт когда удалось пересидеть в этой области атаку...она почти погасла...
Такие вот мысли вслух :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #11 : 28 Январь 2011, 20:11:25 »
В неочищенном уме слишком много сил, выталкивающих его во внешний мир.
Ум наполнен огромным количеством ложных теорий и представлений о мире и себе самом [не говорю сейчас о фобиях и беспокойставах физиологического источника].
Внезапное [намеренное или спонтанное - при крайней внешней опасности, например] погружение ума в сердце прекращает все его активности, кроме самой главной - внимания, и даже, наоборот, усиливает его. Происходит очищение ума, которое только и возможно в сердце.
Ждать пока он очистится, находясь в голове - гиблое дело. Он никогда там не очистится. Всегда будет считать себя самым главным и значительным.[всё ИМХО]

Я мню что плюс к этому есть еще один момент. Любое действие, подпадающее под понятие "грех" (именно непопадание, то что не к месту не ко времени и то что осудительно) часто вытесняется в подсознанку, где накапливаясь образуется весьма не слабая структура. Молитва же дает при сосредоточении расширение сознания, и вытесненное начинает сочиться обратно. В самом же сознании в дополнение к этому существует масса табу и взглядов, противоположных вытесненному. И вброс в сознание большой порции подсознательного при противоречивом восприятии может легко повредить эго. А с ним и ум и рассудок. И тогда срабатывают механизмы защиты целостности Я. Ум выталкивает во вне. А во вне он не может очистится, так как только вытягивая и осознавая вытесненное и возможно покаяние, как осознание приятие и раскаяние. тогда блоки срастворяются. То есть грех очищается покаянием через молитву благодатью. И глубина такого "ныряния" увеличивается. Так полагаю...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #12 : 28 Январь 2011, 20:22:21 »
А если ум входит не в сердце а в преддверье...Усиление страстей это нормально?...т.е. курить стал в 3 раза больше...и постоянное чувство давления страстей...какое то непонятное ощущение постоянного бесовского присутствия...и...самое ужасное-ПАРАЛИЧ ВОЛИ...желание противостоять очень слабое...малейший помысел в голове и как по принуждению исполняю их волю...
Постоянное чувство что меня избили...избили не тело а душу...
Что делать?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #13 : 28 Январь 2011, 20:41:29 »
А если ум входит не в сердце а в преддверье...Усиление страстей это нормально?...т.е. курить стал в 3 раза больше...и постоянное чувство давления страстей...какое то непонятное ощущение постоянного бесовского присутствия...и...самое ужасное-ПАРАЛИЧ ВОЛИ...желание противостоять очень слабое...малейший помысел в голове и как по принуждению исполняю их волю...
Постоянное чувство что меня избили...избили не тело а душу...
Что делать?...

Думаю да. И очень хорошо ИМХО что в таком состоянии он не входит в сердце. Иначе будет думаю, мягко говоря, не просто. И как мне кажется (но разобраться ты можешь только сам, ты сам себя знаешь всетаки и можешь както рассудить) причина такого "мордобоя души" табуированное сознание, оценочное и ум не сосредоточеный на молитве. Плюс переходные промежутки между устойчивыми равновесными состояниями всегда кризисные. Терпение. Ты ведь в молитве расширяешь осознанность, вытесненное выходит, а ты его в морду раз, чтоб засунуть еще дальше. А надобы найти способ стравливать вытесненное постепенно. Не бороться с ним. Потому что это тоже ты, часть тебя. Просто она подпорчена. Поэтому прими а не борись, но не вовлекайся в диалог. Лезет - наблюдай, а за молитву держись. Стравливай. Я так думаю. Прятаться не получиться. А от табу нужно избавляться. ИМХО. Нет этих табу. Тем более в отношении того что уже есть и без них в тебе. Покаянное очищение без всяких табу природно устранит "неисправность" и враг станет другом. Даже изменится.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О внутреннем безмолвии
« Ответ #14 : 28 Январь 2011, 20:55:29 »
курить и думать ..вот так и страсти сгорят под твоей любовь Отче... :-) это если уныние давит...

если ж радостно..то курить и думать вот так и душа моя труха табачная, сгорая превратится в дым и подхватят её  воздух(воздушные силы) и ввергнут в геену... ааййй..пальцы жжет..ба да я уже там ..в аду... :-)