В дневнике о. Никодима (в библиотеке сайта) я прочитал такие слова: "Ну, теперь ты своим послушанием заслужил себе безмолвие внешнее, а о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием, после моей кончины;"
Не читал дневников о.Никодима, но всё же… Здесь подаётся мысль о безмолвии, которое в русле и по примеру наших отношений с Творцом имеет свою глубину… «Послушанием заслужил себе безмолвие внешнее»: признаём над собой Хозяина - заслуживаем звание раба; меж тем безмолвие (как и отношения с Ним в целом) внешнее/поверхностное. Ум брыкается от мысли, что надо благословлять Владыку (и тем послушно устанавливать память в Нём) молитвой за предоставленную пищу; за то, что вернул душу утром к пробуждению, и что вечером благоволит выслушивать отчёт о содеянном за день (поступки ли то или умное делание) и т.п.. Раб не имеет свободы (в т.ч. над своими страстями), но вверяет её в руки Господа – навечно (ведь даже переход на «новую ступень», или обретение иной [не говорю большей] глубины отношений с Творцом не предполагает отброс прошлого опыта).
«А о внутреннем позаботься сам, стяжать усердным покаянием»: служение Всевышнему сковывает (ум брыкается), и понимание этой своей немощи вызывает покаяние и желание выйти в свободу чада (сына) Божия. Как ум устанавливается в Боге (страсти и задуманная суета притихают), и молитвословить радостней, и внутренняя работа над собой обретает черты наемника – хочется читать Слово Божие и знать/искать Его хозяйскую волю, хочется быть милосерднее к ближним и т.п. И берёшь на себя груз работы (как наёмник), а в светлой части отношений выявляется сыновья благодарность и любовь. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6) – об этом Господь сказал через пророка Осию, и Сам непосредственно: «Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"» (Мф.9:13) – это вводит в парадигму сыновьего отношения. С т.з. безмолвия ума «Боговедения более, нежели всесожжений» - под всесожжением можно понимать молитвословие, под «Боговедением» - иное качество молитвы, ведь любящие могут и помолчать друг с другом.
А в книге «Песнь Песней Соломона» показаны уже супружеские отношения, вступление в брачный союз со Всевышним, где с т.з. «безмолвия ума» о чём и говорить… Ведь искренние влюблённые выбирают и соглашаются на брак не по расчёту – а уму уж страшно и представить, что сердце может резонировать в любви с Творцом.
Это всё можно рассматривать в условии понимания, что каждый (раб, наёмник…) представлен перед Богом в равной человеческой (в образе) и цельной (в подобии) мере. Потому раб - наёмник/сын - супруг включено в цельный образ совокупно, и опыт обретения глубины или поверхностности не отбрасывает предшествующий.
Учитель наш в Гефсиманском саду не безмолвствовал, но от сердца молитвословил. И евангелист Иоанн пишет в 17ой главе «…Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче!...» При том Господь и уединялся в пустынные места или на гору, для общения с Отцом в безмолвии.
Мне представляется (ересь, наверно, выскажу для сайта), что безмолвие ума вообще и абсолютно не панацея для спасения. Душевное устроение у человека уникальное, уникален и дар благочестия, уникальна и единственна жизнь на земле и условия, в которых предстоим перед лицом Творца, всё создавшего для Своего единичного же образа. Господь Иисус Христос показал и исполнение Закона, и освящение Благодатью (именно освящение материи священнодействием в реальном мире, а не только внутреннем). Позволил себе и пооффтопить, не обессудьте.