[Что это за Таинство, которое совершается в теле человека, как в Храме?
Да. О Своем Таинстве ( синергии) прп. Серафим рассказывал как о «стяжании Духа Святого».
Чтобы не заморачиваться назовем пока естество (тело) человека - тайной человека. По образу Тайны Христа. А происходящее в нем Духом Святым назовем Таинством человека, или духом человеческим – таинствам человека. А дальше два пути – два учения о человеке.
Одно со стороны мира. Эта тайна человека тления открыто смакуется и действуется в Андрюхиной теме «Волшебный театр», ( в переводе на христианский – «Магический астрал») используя творческий потенциал души для творения из себя мира сего, который не наследуется Царствием Божием, а исчезнет вместе с артистами во Втором пришествии. Поэтому Павел именно это, происходящее в теме, называет «тайной беззакония», а плодом ее совершение «человека греха, сына погибели» логос сатаны, в котором только смерть и тление и ничего от Господа, и это хорошо, не будем мешать. Там рулит Ольга, как и должно быть, а не мужи. Предел на этом пути собственно человек – логос мира сего, его там верно вещают, называя суть человека - «зеркалом» по отношению к мирозданию. Отсюда и весь творческий экстаз – «как боги.» Содом и Гоморра были на конце населены только такими логосами, а Лот был последним логосом Бога.
Второй путь – учение церкви о человеке. Это святоотеческое учение церкви о логосе. Мы исповедуем Господа Иисуса Христа Сыном Божием, Богом Слово, Логосом. Исповедуем не в смысле повторяем как макаки подражая авторитетам, а потому что опытно знаем совершение Тела Христова Господом и Духом Святым, это и есть Таинство Тела Христа, совершение Логоса, поэтому « а Он говорил о Храме Тела Своего… » (Тварного) Отсюда и тело человека – Храм, где Таинство Духа Святого в человеке совершает именно логос его для Царствия Божия. «Все эти логосы находятся в вечном и Ипостасном Логосе Божием и всячески стремятся к Нему, Он как Логос бесконечно превосходит их… » Или то же самое – «все Им и для Него создано» - Таинство Христа.
Промысел Божий (Домостроительство Царствия) совершается не в епархиальном храме, поэтому в Царствии Божием церковных храмов нет (Откровение ап. Иоанна), а в только в человеке. Павел - «Ибо не ангелам покорил будущую вселенную, а человеку». Проще – человек своим Храмом – телом, логосом живет в Царствии, попы – нет. Святые это знали, поэтому не заморачивались церковными храмами, а занимались домостроительством храма – тела своего, как и Господь. И если церковные Таинства мешали этому превосходнейшему и всеобъемлющему Таинству в человеке ( включающему и Евхаристию) то без сомнений оставляли церковное, историю Вы знаете.
Таинство в человеке совершает нетление (бессмертие) плоти человека для Тела Христова. О нетленных мощах Вы тоже знаете, и что они совершались не Церковным Таинством.
А совершается Таинство человека иначе чем «тайна беззакония» и Таинства церкви.
Сначала в теле Духом Святым (и никак иначе) совершается воскресение ума к принятию Божественного смысла. Потом, опять же Духом Святым, Таинством, во плоти человека восстанавливаются способности исследующие и изыскивающие Божественное. Потом воскрешается Духом Святым еще одна способность плоти нетления – разум, к разумению и разыскиванию Божественного. Это общее и одинаковое для всех святых, воскресением в них Духом Святым начал человека нетления. А потом, только после этого начинается собственно Таинство человека в теле его, абсолютно различное у всех святых, но Одним, живущим и творящим в них Духом Святым.
Дальше проще. Дальше плоды этого Таинства уже описывают святые как их личный опыт Богообщения в трудах своих. И черпают эти плоды и описания святые не в Таинствах церкви, а из Таинства в телах своих Домостроительством себя как логоса…
Вот прп Максим описывает происходящее в нем Таинство (58,59,60 «В-О» и еще). Это о подготовке Богом Таинства логоса в человеке:
человеческая природа, когда она приводится в бытие, уже содержит в себе сущностным образом способности, изыскивающие и исследующие Божественное, которые были предоставлены ей Творцом. А откровения о Божественном производятся посещающей [ее] по благодати силой Всесвятого Духа.
Когда в начале лукавый через грех пригвоздил эти способности к естеству зримых [вещей], то не было никого, кто бы разумевал или изыскивал Бога (Пс.13,2 и 52,3), ибо все причастные [этому] естеству обладали такой мыслящей и разумной способностью, которая была ограничена явленностью чувственных [вещей], а поэтому не могли обрести никакой мысли относительно того, что превыше чувства.
благодать Всесвятого Духа, освободив пригвожденную к материальным [вещам данную] способность, восстановила ее в изначальном состоянии у тех, которые не по внутреннему расположению оказались ввергнутыми в обман. Получив ее обратно чистой, они опять с помощью той же самой благодати Духа прежде всего стали искать и разыскивать [Божественное], а затем исследовать и изыскивать.
Можно сказать, что искание есть первое и простое движение ума, посредством [присущего ему] желания, к собственной Причине; разыскивание же есть первое и простое рассуждение разума, посредством мысли, о том, что относится к его собственной Причине. А исследование есть соответствующее знанию и познающее движение ума, посредством некоего пылкого желания, к собственной Причине; изыскивание же есть соответствующее осуществлению добродетелей изучение, посредством благоразумной и мудрой мысли, того, что относится к собственной Причине [всех сущих].
Поэтому человек, исследуя конец свой, достигает начала, естественным образом содержащегося в конце. Оставив искание начала, он приходит к исследованию этого же начала, но уже как являющегося концом по природе. Ведь начало неизбежно ограничено концом, окружающим его со всех сторон и полагающим предел его движению. Человек не мог, как было сказано, искать свое начало, оставшееся позади, но он способен был исследовать конец, находящийся впереди, дабы познать посредством него оставленное позади начало, поскольку до этого он не познал конец из начала.
А дальше преподобный говорит уже о самом Таинстве в человеке:
И прежде всего разыскивая и взыскивая это с помощью Святого Духа, святые успешно осуществляли деятельное любомудрие; затем, как бы став чистыми и свободными от всякой скверны, они, с помощью того же Святого Духа, обращали умное око души к Цели [всех] сущих, изыскивая после добровольного воскреше¬ния, нетление естества и исследуя способы и смыслы богоприличного бессмертия, сообразного этому нетлению. Теперь они больше не взыскивали воскрешения произволения, которое уже получили от Духа в деятельном [любомудрии], и не разыскивали способы этого воскрешения, но исследовали и изыскивали то, чего еще не имели: нетление естества, а также способы и смыслы сообразного ему обожения, к которому поспешали, возжелав соответствующей обожению славы во Христе. И это для того, чтобы, пострадав вместе со Христом в веке сем (который, как я сказал, Писание называет «[нынешним] временем», сопрославиться с Ним в будущем веке, стать по благодати и превыше естества наследни¬ками Божиими и по Домостроительству — силой Вочеловечивания [Бога Слова], усвоившего Себе всю [человеческую] природу, сонаследниками Христа.
Это одно из описаний Таинства в человеке. Совершение в теле человека логоса есть Таинство нетления и сонаследия Тела Христова. Все из святых кто говорил о синергии – говорили о Таинстве Духа Святого в своих телах. Ничего из поповского, спасающее Таинство только в себе.
А вот современники наши: hesychasm.ru:8080 › library/max/pan_m.htm
Божественный Логос стал "совершенным человеком" из-за нас, через нас, ради нас, обладая всеми нашими свойствами, кроме греха"31. В этом событии заключается второй парадокс исключительного значения, а именно: Христос через Свое воплощение делает человеческую природу (тело) еще одним таинством. Он возносит ее с собой и преображает32. Однако вознесение не было осуществлено один раз и навсегда. Личным мнением Максима является здесь то, что Бог и человек являются примерами друг для друга (parade…gmata ўll"lwn). Бог делает Себя человеком из любви к людям настолько, насколько человек обоживает себя из любви к Богу, и Бог возносит человека в непостижимое настолько, насколько человек являет Бога, невидимого по природе, через свои добродетели33. Существует Одно Лицо*, Которое сообщает благодать, и другое лицо* (личность), которое принимает благодать; с другой стороны, человек вообще и каждое лицо* (личность) в отдельности является тем, что дало Христу человечество, и Христос является тем Лицом*, Которое восприняло это.
Т.е. совершение Таинства в природе (теле) человека происходит динамично и постоянно в современниках от Воскресения до конца века. Последним Таинством Духа Святого в теле человека – «удерживающего среду» (2Фесс.2,7) оканчивается мир.