Елена. Вы хоть раз причастились? Тогда Кого? Не поняли что Естества Христова?
Если говорить о Причастии, то тут нужно учитывать, что у каждого свой подход к восприятию Таинства.
Я мыслю - что в таинстве становимся причастниками Естества Божественного.
То, как вижу, подсказано одним размышлением Григория Богослова. Он в "Определениях, слегка начертанных" немного по-разному видит сущность и природу. Первое употребляет только по отношению к Богу. А по отношению к тварным вещам пользуется понятием природы.
Бог есть сущность и первая доброта.
А то, что каждую вещь делает такой или иной, есть природа.
На мой взгляд, в разговоре о Причастии нужно это учитывать. Разный бытийный уровень "до" и "после".
Пресуществление Даров - возведение природного с Сущностному.
Вообще, направленность наша к тому, чтобы наше низшее, природное имело выход на сверхъестественное существование. Чтобы в итоге реализована была жизнь низшего по законам высшего.
***На мой взгляд, в разговоре о Причастии нужно это учитывать. Разный бытийный уровень "до" и "после".***
Уровень бытйный не разный, само бытие принадлежит разным мирам, не имеющим между собою новотворение ничего общего. От мира сего – бытие смерти, а «не от мира сего» - Тело Христово – вечнобытие, а для святых – благобытие. Поэтому само бытие здешнее это просто некий аналог (притча) о существовании мира с другой формой жизни. Там все иное, и ничто из этого мира туда не входит, в т.ч. и «бытите» новотворится. Тление и бытие тления не наследует нетление.
***Пресуществление Даров - возведение природного с Сущностному****
Вообще-то вижу не так. Никогда тварь не станет Богом. Естество Бога, Единое у Трех Лиц Святой Троицы нетварное. Пресуществление Даров – это пресуществление вина и хлеба в Новую тварь, в Вино и Хлеб Нового мироздания Тела Христова. Во Христе соединены, но не едины - две природы тварная и Нетварная (Божественная). Нетление и Нетварная. Вино и Хлеб пресуществленные, есть тварное нетленное Тело Господа- Царствие Его. Не Бог, а Тело Бога.
*** Вообще, направленность наша к тому, чтобы наше низшее, природное имело выход на сверхъестественное существование. Чтобы в итоге реализована была жизнь низшего по законам высшего.***
Лена, это очень важно, это азы спасения. Попробую рассказать подробнее…
Низшее никогда не выйдет на сверхестественное, между ними бездна не преодолимая. Низшее даже не знает о существовании чего-то иного…
Во-первых, Воскресение Христа – это Новотворение, становящееся реальностью Вторым Его в ТЕле пришествием: «Се, творю все новое», Новая тварь, а не выход этой твари, тления на иное вечное существование. Во Христе иная природа материи, того из чего сделано Царствие. Здешняя природа тел туда не входит. Я все время об этом. Там душа облекается в новое тело, не типа языческого перевоплощения, помер Петя родился Паша, а именно – новое. Это как разница в существовании света – один от пламени свечи, а другой от солнца… Все иное и природа и источник. А "первый мир был составлен из воды и потоплен водою" В первом мире естество человека было естеством воды... а. Петр.
Во-вторых это как «новое вино в мехи новые» - никогда эта природа не сможет реализовать «законы высшего» она иная, не способная к принятию Божественного. Поэтому Господь Воплотился и Воскрес, а Закон не смог ее совершить никакими добродетелями и не совершит христианскими….
Природа, в которой мы сейчас общаемся, уничтожается Господом вместе с миром в конце веков. Она никчемна для Господа.
Уничтожается необратимо, навсегда. И именно за то, что не способна восприятию Божественного и исполнения. Эта разница как бубен и симфонический оркестр (убогое сравнение потому что звук одной природы) но по сути… Не исполнит бубен симфонии. Эта природа несовершенна и неспособна принять жизни вечной. Поэтому мир сей безнадежен и свернется Господом в Апокалипсисе, а Господь для Своих заменяет его Новотворением – Новым миром, Телом Бога, в котором новая природа плоти способна принять вечность и главное - вечность, которая не только всеобщее вечнобытие (воскреснут все, кто не враждовал с Промыслом) - а Благобытие – бескрайнее и безграничное обожение Нетварной ипостасью Господа, совершаемое только здесь, в том самом Таинстве во плоти человека. Обожение – это удел и труд святых для сонаследия Царствия Его Новому Логосу - Христу, святые там и здесь, Его Божественным естеством Бог, Причастие в церкви этого не дает, не делает Богом и никого не сделало даже нетленным, не то что святым. Не согласны?
Проще, даже язык тела тления убог и не годится для описания Божественного, а язык тела нетления (исихазм) для восприятия Божественного подходит, но… тление его не слышит. Иная природа. Иная тварь Одного Творца. Ветхий Логос и Новый Логос.
Мой Бог – Он Святая Троица. Это как воспринимаю (на авторитеты мне… ) и это очень просто. Брат Григорий, конечно говорит – о сущности и природе. Но у святых долго были разночтения в смыслах Ипостаси, Природы, Сущности, Личности. Потом приняли: Природа Божественная это не познаваемое и не вещественное не именуемое и сверх всякой природы в т.ч. и Божественной. Ипостаси, это различие Лиц Бога творящего, а сущность как-то вообще перестали употреблять, это по смыслу Григория есть Божественная природа. hypostasis - сущность.
Божественная природа это Бог. Единое Божественное Нетварное Естество у Лиц Святой Троицы. Поэтому Бог Один, но в трех Лицах. Различие Лиц – это ипостасное различие, которое бесконечно больше, чем только различия Промысла в отношении твари, понимаемое самою тварью (нами) как Отец и Сын и Дух Святой, и больше чем общение между собою, как это понимает тварь, и больше всяких отношений между собою и больше любого совета твари - это Общение Личностей в Царствии Своем… Никто из святых об этом ничего толком не сказал – невозможно перевести на язык плоти тления, да и не нужно… Отец и Святой Дух Сами не воплощались, но всецело пребывали в Сыне Иисусе Христе… Как про такое общение рассказать? Убогим языком святоотеческого предания? Наиболее близок Максим Исповедник… По-моему.
А вот о тварном естестве - это проще и понятнее. Это – Тело Господа Иисуса. Лица Святой Троицы имеющего сложную Ипостась. Сложенную – это состоящую из двух природ. Природы Божественной (Нетварной) и природы человеческой - тварной. Причем точнее сказать - самотварной Господом. Поэтому св. называют Христа Самоделателем Тела Своего (Им и к Нему Его тварного). О неразделимом единстве несоединимых природ в Господе, святые говорили много, нам достаточно видеть, что Бог не стал тварью воплотившись, а тварь не стала Богом, хотя и получила Христом обожение, через несоединимое единство с Нетваным Богом, но это не сделало тварь Нетварною и не делает. Природы Христа не изменились и не стали одной, есть Тело Бога, и есть Бог в Теле. Это Богочеловек. И у каждой природы сохранилась своя воля. Воля Тела и Воля Бога – Предвечный Совет Святой Троицы. Воля не в смысле чего-то там хочу, это игры духа, а именно воля – способность и состав естества души. Этому душу надо учить, и заставить воскресить, родить волю. А тело человека, это как правило темница для души. В общем, тело волей не обладает, а только желаниями, а волей только душа. Причем душа свободная от оков тела, самоосознавшая себя душою, а не падшая, ставшая прахом - телом. Воля души, это некий элемент в составе ее естества, способность души целенаправленно меняться. Воля есть вещество души видимое и чувствуется другими душами, опытно знающими в себе этот состав естества.
Таинство церкви причащает нас именно Телу Христову, это азы. Причащает – вводит некую часть нашего чистого от греха естества плоти в Эсхатологическое Царствие Господа, сегодня, по Домостроительству, это промежуточная реальность между миром и Царствием Божиим. Там все святые. Таинство не доставляет нам даже нетления, это не Новотворение, а только «Воспоминание» Господа: «Сие творите в Мое воспоминание».
А Новотворение и вознесение нетления совершается Таинством Господа в самом человеке. Это совершение – то самое ценнейшее нетление святых, мощи которых благоухают новым естеством Царствия, а не воняют специфичной пропатиной ветхого, тленного естества. Это Таинство Больше Церковного, поэтому святые предпочитали его Литургии. Все, известные и неизвестные. В этом Таинстве совершается новая плоть и сонаследие Христу. То самое обожение нетления в сложной Ипостаси Богочеловека. Причастие не доставляет обожения, не вводит Христом в Божественную природу Бога, а только делает частью тварного Тела Бога. Поэтому и суть делания, богослужения Литургии и Богослужения в себе различна, никакое рукодействие служения, не выводит за пределы тварного во Христе, поэтому священство и святость это не одно и тоже.
Тварное, то которому причащаемся, не приобщает и ничего не сообщает Нетварному Богу, обе эти Природы во Христе неслиянны, несоединимы, без умаления и взаимопроникновения, без какого либо сообщения природ и свойств, без взаимовлияния, ничего общего ни в естестве (природе), ни в отношениях и Причинах. Причина твари есть Нетварное, а Причина Бога в Боге, но Бог не становится, не делает Себя даже причиной твари, (это та самая наша неограниченная Богом свобода). Поэтому и воли во Христе – две, как и две Его Природы. А воля тварного Тела Христова (мироздания Царствия) совпадает с Волей Бога в Личности Христа. Но не наоборот, просто потому что причина воли твари Промыслом, в Причине ее - Воле Нетварной вызывающей из небытия волю тварную, но Воля Нетварная Бога ничего не диктует воле тварной, это – свобода и выбор человека. И никак не уничтожается во Христе это различие природ, а только природы едины Им.
Для воскресения во Христе достаточно нетления новой твари, это есть в каждом, кто с Промыслом не воюет, Духу Святому действовать Промыслительно не мешает (не хулит Духа Святого), а для сонаследия Царствия (см. Нагорную проповедь) нужно обожение, Труд Господу в себе. Там направления труда четко обозначены, нужно становление Богом со Христом. Это соотношение тление – нетление Литургия не меняет, а только возносит как есть, ту часть нетления во плоти, отделяя ее от тления с его адом. А Таинство обожения в теле человека делает Самого Человека Таинством и «нарабатывает» то самое нетление… Воплощение Бога, вочеловечение Бога. кКак м. Исповедник называет «Силой вочеловечения Бога»
Сколько этого в ком… А на конце веков?
ЗЫ. А современный святой вполне возможно эти нгаши байки читает. Мир стоит - святые есть.
У Хоружего есть прекрасное исследование Промысла во святых. Вначале это были анахореты, чтобы никого и ни где... Потом ГОсподь укрепив, а это эстафета, начал выводить святых в мир. Представляете - исихаст безмолвник и вдруг толпа с утра до вечера к нему... Старец...
Суть и эстафета осталась... Но укрепились и могут уже в мире общаться. Потом - Мечев... Это уже... белое духовенство.. Суть та же но нагрузка иная - могут и сженою...
А современные похоже вообще среди магов могут спокойно быть и общаться... Только у всех почему-то одна черта - от попов подальше...
Я так полагаю, что хула на Духа Святого - это вражда с Промыслом, Который во святых Господь как эстафету Духом СВятым совершает. Проще война со святыми , с синергией это и есть хула - противодействие Промыслу. Не Исповедника архиереи мочили и по улицам пинками таскали, а Бога живущего в Нем, Промысел ненавидели.
Так же и здесь... Чего нам делить? Нас разделяет Себе Онтология. Бог Он не в прошлом. И не вбудущем. Промысел он всегда в совремных святых совершается...
А предание, это вообше - учебное пособие, с происходящим как-то разобраться. Мертво оно без человека...
Ого!