несогласен я именно с Вами Александр , а конкретно с тем как Вы интерпретируете слова Лествичника, ибо Игумен горы Синайской никак не призывает к актерствованию и некому внешнему деланию лишенного внутренней-Духовной составляющей, которое направленно на достижение эмоциональных состояний..
он ведь обозначает сам факт существования внешнего делания и внутреннего, обозначая при этом разницу между ними, а вот Вы уже это рассматриваете как призывы к актерствованию, и нуждению себя на плач... т.е. это уже Ваши выводы, в которых Вы цель заменяете средствами, ибо то к чему Вы призываете - это делание ради делания, эмоциональный надрыв/ради эмоционального надрыва, и мне например непонятно какому "богу" это нужно и зачем..?
кстати Симеон Н.Богослов в 68 слове «О трех образах внимания и молитвы» определяет подобного рода молитвенную практику, т.е. с воздеваниями рук, различными воображениями и понуждениями себя на них, насильственными извлечениями слез и пр. как прелестную..
Я, откровенно говоря, на знатока темы не тяну. Когда впервые прочитал в "Лествице" про плач, был обескуражен, потому что сам не помню, когда плакал последний раз, а тут вдруг выясняется, что плач - это ступень на пути к Богу. Я до сих пор плач не практиковал и не знаю, как к этому приступить, если честно. Пока просто пытаюсь разобраться, как и Вы, надо полагать.
Однако, я не знаю, как иначе интерпретировать слова Аввы Иоана "...а у кого делание только внешнее, тому всегда надобно будет избирать приличные места и положения. Как скрытое сокровище не столько подвержено хищению, сколько лежащее на торжище: так должно разуметь и о вышесказанном". Я вижу в этом принятие (конечно это не призыв! но принятие) внешнего делания. Вы говорите, что он просто их разделяет, но почему тогда он говорит о "тренировке" в скрытых от людского взора (приличные места и положения) местах, как о сокровище, которое легко потерять на торжище?
Что-то плач дает. Не знаю что, но предполагаю, что это ступень к смирению, к осознанию своего падшего состояния. К ощущению невозможности существования в грехе и невозможности вырваться из него без Помощи Божьей. И как соотнести плач со "страстию бесстрастной" тоже не знаю. Не понимаю пока.
Нужно ли понуждать себя к этому? Иоан Синайский говорит, что да, нужно. По крайней мере, я так для себя понял. А как еще понять: "Ложась на постель, воображай твое возлежание во гробе; и будешь меньше спать. Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей; и ты будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем; и без сомнения понудишь самое свое естество"?
N.B. Когда я говорил о театральных методах, возможно не угадал с подбором слов. Я не имел в виду, показной плач. Я имел в виду, что человек его в себе вызывает, прилагая усилия, так же, как это делает актер. Да и Авва говорит: "...достойно похвалы от неправильных или естественных слез переходить к духовному плачу."