Тема "Смирение" показалась мне интересной вот в каком смысле:
1. говорят, чтобы достичь какой-то цели надо на ней сосредоточиться. А основным сбивающим фактором являются негативные эмоции типа раздражения, нездорового страха, гнева и т.д.;
2. негативные эмоции по сути своей выражают несогласие с событием. Утрированный пример: в троллейбусе кто-то наступает тебе на ногу в то время когда ты думаешь о полном и окончательном освобождении - ты в несогласии с тем, что сейчас тебе надо подумать о защите своей ноги и прервать размышления о вечном пробиваешь оппоненту печень. Но эти два события не напрямую связаны между собой. Между этими событиями рождается негативная эмоция раздражения на оппонента, требующая выхода
3. считается, что причина негативной эмоции не само событие, а его личная интерпретация конкретным человеком: что для меня, именно для меня значит тот факт что в троллейбусе! - мне! - вот этот товарищ! - наступил на ногу!
4. раньше для меня смирение было вопросом терпения: ну, невозможно чтобы не возникло раздражение когда "в троллейбусе! мне! наступают на ногу!" и по-христиански было бы хотя бы не "пробивать оппоненту печень" (повернуться к нему с улыбкой и попросить наступить на вторую ногу и одновременно чувствовать всем существом желание набить ему морду,это всегда было, во-первых, свыше моих сил, а, во-вторых, я никогда не считал что просить наступить на другую ногу можно иначе, как испытывая дружеское расположение к данному человеку)
5. а тут прочитал у свияша примерно следующее: сам этот случай, что тебе наступили на ногу, произошел именно для того, чтобы ты провел определенные мыслительные действия, в результате которых, первый раз, тебе захотелось не печень пробить, а только наступить на его ногу; в следующий раз (а следующий раз обязательно случится) ты должен будешь опять провести определенные мыслительные действия, в результате которых тебе уже захочется не печень пробить и не на ногу наступить, а только сказать "куда прешь, козел"; после случится и третий раз и четвертый. В третий раз ты будешь предлагать смотреть под ноги, в четвертый - удивляться как можно в пустом трамвае найти именно твою ногу... А вот пятого раза не будет.
Итогом и смыслом указанных мыслительных действий является реально спокойное отношение человека к таким случаям. Наступление на ногу не сможет уже нарушить мира в душе того, кому наступили, он всегда остается с-миром, это и есть смирение. А многочисленные разнообразные "наступления на ноги" имеют задачей стимулировать не эмоциональную сферу (как это обычно происходит), а мыслительную, а смыслом и конечной целью - тотальное смирение, когда ни одно событие не может нарушить мир в душе