Исихазм

Автор Тема: Отзывы о художественной литературе  (Прочитано 12690 раз)

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #15 : 08 Март 2011, 11:27:22 »
Больной, потерявшийся где-то в своем развитии, но выдающийся, по-моему, писатель Юрий Мамлеев. Какая-то русская национальная психоделика :) По взглядам скорее гностик, болезненно вглядывающийся во тьму, ищущий что-то еще "кроме Бога". Наверное, тот случай, когда читать лучше дозировано. Но все же читать стоит. Очень своеобразный язык (чем то сродни Андрею Платонову и Пимену Карпову).
Вот один из отзывов о повести "Шатуны" (одна из наиболее жестких вещей):

"Духов­ная основа всего творчества Мамлеева — осознание земной жизни как фазы многократных пере­воплощений, включённых в нематериальное бытие, в силу чего смерть означает освобож­дение бессмертного «Я» от тела. Но Мамлеев, опуб­ликовавший также ряд статей по метафизическим вопросам, не изображает в своих произведениях верующего человека, который на ос­нове этого знания мог бы направить свою жизнь в более надёжное и свободное русло. Напротив, Мамлеев изображает людей, запутав­шихся во власти сатанинских сил, его герои убивают, истязают, насилуют, потому что целиком поглощены материальными и сек­суальными интересами. Тема романа «Шату­ны» — убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторон­ний мир — показывает глубину поисков в жестокой, часто мучительной прозе Мамлеева, ко­торая при перечитывании иногда ужасает и самого писателя. При этом устремления Мамлеева имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света че­ловеческой души, хочет способствовать ее росту."

Безумная влюбленность в Россию и в ее бесов, пожалуй, но без всякого имперства.
Юмор, весьма и весьма...

Рассказ "Трое", неплохой (без бесовщины) пример:
http://www.rvb.ru/mamleev/01prose/2stories/5end/01-2-5-06.htm

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #16 : 08 Март 2011, 15:25:52 »
Я хочу дополнить свой пост. Чехова и Лескова люблю, потому что их творчество "русским духом пахнет".О книге "Пока лиц не обрели" Льюиса. У Бога с каждым своя тайна. Чтобы встретиться лицом к лицу с божеством, нужно прежде обрести свое лицо...
Христос воскресе, радость моя!

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #17 : 06 Май 2011, 21:49:22 »
"Живые мощи" Тургенева. Рассказывать нельзя. Читать нужно :)  В двух словах: от жути к свету ))

Встречал, что рассказ автобиографичен: и по контексту на то похоже, и не склонен Тургенев к таким сюжетам. Вообще, в "Записках охотника" много автобиографии.

Так что, возможно, общался Тургенев с Лукерьей и мистический ее опыт описал так, как она его описала.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #18 : 06 Май 2011, 22:12:35 »
"Живые мощи" Тургенева. Рассказывать нельзя. Читать нужно :)  В двух словах: от жути к свету ))

Прекрасный рассказ. Такое действительно не придумаешь.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #19 : 25 Июнь 2011, 08:41:28 »
Рассказ "На окраине империи" Сомерсета Моэма.
http://lib.ru/INPROZ/MOEM/empire.txt
Конфликт двух британских колониальных чиновников на далеком острове малайского архипелага. Два абсолютно разных человека с несовместимыми характерами и взглядами на мир, вершащих власть на острове, населенном аборигенами.
Внешне не имеет никакого отношения ни христианству, ни к умному деланию. А на самом деле видишь, что эти двое героев рассказа суть один человек. Когда человек воочию, в реальном мире  встречается с потаенной стороной своего ума, это может привести к катастрофе.
Отчасти перекликается с обсуждавшимся недавно на форуме фильмом Йоса Стеллинга "Душка".
 

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 345
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #20 : 26 Июнь 2011, 16:10:36 »
Читал ли кто-нибудь "Иши в двух мирах" Т.Кребер? (не нашел её на просторах инета) - её рекомендовал новым послушникам Серафим Роуз.

--

А что мы ищем в художественной литературе, чего в нет у святых отцов? душевности и тепла? Или просто - занять ум; чтобы "лук не сломался"?
Ведь, если вдуматься, одной Библии и трудов отцов на всю жизнь хватит и даже больше. )
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #21 : 29 Октябрь 2011, 09:44:17 »
А что мы ищем в художественной литературе, чего в нет у святых отцов? душевности и тепла? Или просто - занять ум; чтобы "лук не сломался"?
Ведь, если вдуматься, одной Библии и трудов отцов на всю жизнь хватит и даже больше. )


С многомесячным опозданием отвечу :)
Когда Господь пришел на землю, тогдашняя церковь тоже имела такой объем священных книг, что его хватило бы "на всю жизнь и даже больше".
Однако Господь, не отвергая этих книг, прибегает к притчам. Причем зачастую к совершенно "нерелигиозным" притчам. По сути, Он является автором художественных рассказов. Например, притча о блудном сыне. Или притча о виноградарях. Или притча о талантах. В них ведь даже слова "Бог" нет.
Но без этих "нерелигиозных" притч, без этого "художественного вымысла" христианство представить уже невозможно.
Так и с литературой. Совсем нерелигиозная с виду, она может подвести человека к Богу куда ближе чем самые назидательнейшие "творения о Боге".
Ибо Дух дышит где хочет.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #22 : 29 Октябрь 2011, 11:00:06 »
В "Дневниках"  А.Шмемана он говорит о том, каким прекрасным ему видится мир..но только через соотнесенность с Вечностью. Убери последнее и "чувство первозданной красоты мира, неистребимого счастья" исчезает..Так и с литературой..и с искусством и с многим.
 Помню  свою первую тягу к религиозному....через Кафку, Борхеса, "нашего" Лескова: захотелось глубины, "настоящести". "Книги царств" ВЗ читались как эпические произведения..тогда я еще не подходила к Библии как Откровению. И кто проведет между всем этим грань: где было "занять ум", а где- начатки зарождающейся веры..?
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #23 : 15 Ноябрь 2011, 18:48:01 »
Давно ищу книгу в элект.варианте  Левицкого С.А. "Трагедия свободы".. никак не могу найти.
Братья и сестры, если кто сможет-киньте ссылку.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #25 : 30 Март 2012, 21:28:55 »
ВОЛ И ОСЕЛ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В ЯСЛЯХ

http://libelli.ru/works/manus/j_super.htm

Цитировать
Миф о воле и осле в яслях возник довольно поздно, в XIII веке, и основан на пророчестве легендарного Аввакума: “Между двух зверей яви его...” Открыв Вульгату, то есть латинский перевод Библии, мы обнаруживаем, что в нем эта фраза звучит иначе: “Между двух эпох яви его...” (то есть в наше время, в наши дни). Только обратившись к греческому переводу — Септуагинте, обнаруживаем, что пророчество взято из него. Однако установлено, что на греческий язык фраза переведена неправильно, а значит, весь этот поэтичный миф возник лишь по недоразумению, из-за ошибки переводчика.

мне понравилось это путешествие мифа... :-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #26 : 14 Сентябрь 2012, 20:40:31 »
Умберто Эко, "Пражское кладбище".
Профессиональный изготовитель фальшивок, по совместительству осведомитель спецслужб, провокатор, шпион и убийца начинает созерцать свой пуп по методу афонских монахов, чтобы проникнуть в тайны собственного прошлого и понять странные события, которые начнают с ним происходить.
Созерцание пупа дает неожиданные результаты...
Причудливая и захватывающая пляска персонажей, среди которых агенты спецслужб, фальсификаторы, евреи, антисемиты, иезуиты, карбонарии, революционеры, террористы, атеисты, сатанисты, фрейдисты, истерички, душевнобольные и прочая, прочая, прочая.
У.Эко прослеживает, как работают шаблоны в человеческом сознании, показывает, как просто вложить в готовые формы, уже существующие в нашем сознании, все что угодно. И как жадно наше сознание пожирает то, что было им уже пожрано неоднократно.
И к чему приводит человека встреча с прошлым, открывающимся в результате созерцания пупа по методу афонских монахов :)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #27 : 14 Сентябрь 2012, 22:58:15 »
Вот это я обязательно прочитаю!

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #28 : 02 Январь 2013, 17:25:36 »
Уильям Лобделл. «Теряя веру». Просто рецензия.

Цитировать
В оригинале название книги совпадает с одноименным хитом группы R.E.M. "Losing My Religion"
Сначала Лобделл сделал себе имя как религиозный журналист из Los Angeles Times, а потом шокировал христианскую Америку историей своего «разобращения» или «обратного крещения». Теперь он проповедует атеизм и  общается со священниками, которые не верят больше в бога, но боятся признаться. Вся его книга – весьма откровенный дневник, личный опыт зарождения веры и полного отказа от нее.
По Лобделлу, без переменной под названием «бог» уравнение жизни становится более понятным и тебя наполняет отнюдь не пустота, но покой и ответственность. Если у вас нет вечности, то вы живете в настоящем, и любой завтрак становится вкуснее, а в своих неудачах вам приходится винить собственный эгоизм, а вовсе не дьявола. Он сравнивает просфору с плацебо и не хочет жить по принципу: любое плохое совпадение в твоей жизни – это наказание за грех, а любое хорошее – вмешательство бога. Его смущает негласная заповедь: неважно, верна ли священная история; важно – верен ли ты ей?

Христианином автору помогли стать книги Честертона и Льюиса, а атеистом его сделал собственный журналистский опыт. Вот он собирает личные истории «обращенных» или «так воспитанных» спортсменов, бизнесменов, музыкантов, а вот уже осваивает правила циничной пропаганды: доказываем читателям, что Библия содержит сотни рецептов финансового успеха, хотя сами сомневаемся, что все так просто.

Зазор между благородными намерениями и избранными методами растет, и вот уже автор со смешанными чувствами наблюдает, как финансовые махинаторы маскируют свою пирамиду под церковь, потому что только так они смогут уйти от налогов.

К атеизму Лобделл пришел через антиклерикальность. Желание публично провести границу между «верой» и «организацией» и найти все скелеты в церковном шкафу привело его к тому, что в этом шкафу ничего больше не обнаружилось.
Решающим скандалом стали сотни исков к католическим священникам о сексуальном растлении детей по всей Америке и встречи с пострадавшими от насилия, которым церковь предлагала деньги за молчание.

После этого автор почувствовал, что дело не просто в «человеческой греховности» и «безгрешном боге». Общаясь с мормонами, чтобы изучить их «вздорные суеверия», он ловит себя на том, что находит в них все больше общего с собственной (и любой другой) верой. «Тысячи детей умерли сегодня от голода. Почему ты думаешь, что Бог услышит ТВОИ молитвы?» – написано на стикере, приклеенном радикалами к ограде церкви. Лобделл смотрит на него и не может убедительно ответить. Но до последнего, борясь с самим собой, он цепляется за молитву, паломничества, беседы с искренними и лучшими теологами.

Его молитва вдруг осознается им как разговор с самим собой. Молиться – это все равно что набирать текст на отключенной от сети клавиатуре. В ответах известных теологов он не слышит больше ничего, кроме тавтологичного и обстоятельного самовнушения.

Последняя идея, которая удерживает его от признания: в любом случае религия делает людей лучше. В среднем верующие нравственно выше. Но обращение к социологии и личные наблюдения отнимают и этот аргумент. У воцерковленных людей (любой конфессии) нет никаких нравственных преимуществ перед неверующими. Они столь же часто поднимают руку на детей, садятся за руль нетрезвыми или уклоняются от налогов. Даже аборты, согласно опросам, католички делают не реже остальных, а процент верующих по многим другим отрицательным показателям – расизм, употребление антидепрессантов – в среднем выше, чем процент атеистов. На нравственность людей влияет что угодно – уровень и тип образования, размер доходов, семейный опыт, но только не «вера».

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Отзывы о художественной литературе
« Ответ #29 : 25 Январь 2013, 18:11:26 »
раньше не было в сети вот появилось... :-)
Януш Корчак Кайтус-чародей
http://tempfile.ru/file/2704710
настоящий мистический трактат описывающий путь делания от внешнего ко внутреннему... :-) от прелести к смирению...думаю кто возьмется не пожелает что потратил время, глубокая вещь... :-) да и картинки хороши!