Описанное выше упражнение и связанное с ним состояние «И», как я понимаю, – базовое в исихазме, это вход в исихазм и дверь, в которую надо войти, проходя мимо всех остальных дверей.
Но прежде, чем приняться за это упражнение, нужна, как совершенно справедливо замечено, подготовка. Указанное правило в 10тыс.ИМ молитв, на мой взгляд, избыточно и слишком односторонне. Но и совсем без подготовки нельзя. На мой взгляд, в предварительном периоде необходимо:
-Освоить внутреннее произношение ИМ
-Пройти период механической молитвы, пока она не станет стабильно осознанной.
-Научиться переносить внимание в сердце и длительно оставаться там
-Согласовать молитву с дыханием, чтобы не было без удушья и болей в сердце
-Научиться неподвижно сидеть этот самый час: неподготовленный человек может сидеть полчаса, от силы 40 минут
-Научиться отгонять мешающие молитве помыслы
-Умалить страсти и страхи: гнев, блуд, вредные зависимости, особенно опасны гордость и тщеславие. Научиться преодолевать мистический страх.
О воцерковлении, катехизисе, чтении Новом Завета и длительном периоде читательной молитвы в виде ежедневного молитвенного правила даже не говорю – это как само собой разумеющееся. Молитвенное правило, по слову свт. Игнатия, должно быть по силам в конкретных условиях, т.е. зависит от наличного состояния молящегося и окружающих обстоятельств. Поэтому оно «живое»: когда побольше, когда поменьше, когда со временем изменяется по составу. В нем желательно наличие постоянной и переменной части. Стабильное и большое правило дается против лености, но потом начинает быть бременем и тормозом. После какого-то немалого периода, когда лень позади, выходят на «правило для человека, а не человек для правила». Очень ценный совет Антиквара, видно, из его личного опыта. Перекликается в правилом Пахомия Великого – каждый час исполнять коротенькое молитвенное правило. Интересно, что и для тела при некоторых болезнях советуют есть маленькими порциями почаще.