Исихазм

Автор Тема: Мысли об исихазме  (Прочитано 33030 раз)

Iliin

  • Гость
Мысли об исихазме
« : 15 Март 2011, 15:08:41 »
Несколько мыслей об исихазме.
Первое. Исихазм есть особое молитвенное делание.
Молитва - это открытие человеком двери, в которую стучит Творец, то есть самораскрытие человека перед Богом, для Бога.
Следовательно, исихазм – особый способ самораскрытия человека перед Богом для того, чтобы пустить Его внутрь, в своё сердце (от себя замечу: и не только в сердце).
Второе. Особенность исихазма заключается в том, что молитва связывается с дыханием (Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и др.) Для неё также создаются и другие условия, как то тихое уединённое место, полумрак, низкая скамеечка, особое положение тела (Григорий Палама и др.). Все перечисленные условия есть условия вхождения в состояние транса. Наблюдение за дыханием всегда вводит в транс (см. опыт буддистов, йогинов и т.д.). Таким образом, исихазм представляет собой Иисусову молитву, совершаемую в состоянии транса. Глубина транса может быть различной в зависимости от внутренних и внешних условий. Например, можно входить в транс, бегая трусцой.
Третье.
Исихазм – высшая форма молитвы. Почему высшая? Наверное потому, что наиболее коротким путём приводит христианина к его жизненной цели. Целью жизни православного является стяжание Духа Святаго или теозис, обожение, преображение вслед за Христом, что, по сути, одно и то же.
Четвёртое.
Как совершать исихазм, чтобы достигнуть цели христианской жизни? С каким намерением приступать к нему? На что обращать внимание? Сама Иисусова молитва даёт ответ на этот вопрос. Нужно:
а) раскрыться перед Богом;
б) призвать Бога;
в) предоставить себя Богу и его нетварным энергиям;
г) дать нетварным божественным энергиям совершить внутри нас необходимую работу по нашему преображению;
д) всякую страсть, всякое сопротивление, всё тёмное в себе следует предоставлять Богу, влиянию его нетварных энергий.

Итог: исихазм – это совершаемая в состоянии транса Иисусова молитва, в ходе которой человек раскрывает себя Богу, призывает Его имя и предоставляет Ему свои душу и тело для преображения (определение исихазма моё).

С призыванием Бога всё понятно («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» или «Господи Иисусе» или «Иисусе Христе» и т.д.)
Вторая же часть молитвы, по моему мнению, состоит не в просьбе о помиловании на Страшном суде или в посмертный час, а именно в просьбе простить и исцелить, то есть преобразить здесь и сейчас ("помилуй мя грешнаго" или "помилуй мя" или "помилуй"). Дай мне истинную жизнь сейчас! Жизнь и жизнь с избытком!

За процессом преображения, изменения собственных энергий, одухотворения инстинкта можно и нужно наблюдать в ходе исихастской практики.

Для ищущих и любознательных предлагаю сравнить вышеизложенное с методом интегральной йоги, изложенным в беседе Шри Ауробиндо с его учеником европейского происхождения («Беседы с Павитрой»). Хорошему можно учиться у кого угодно. Ищущие в этом тексте найдут для себя много полезных практических моментов. В частности, Ауробиндо говорит о небезопасности концентрации внимания на отдельных точках. Мой скромный опыт это подтверждает.
Однако указанный текст, как и всё инославное, не рекомендуется людям, не окрепшим в вере.
« Последнее редактирование: 15 Март 2011, 15:56:03 от Iliin »

Анна-Мария

  • Гость
Re: Мысли об исихазме
« Ответ #1 : 15 Март 2011, 15:20:18 »
Мой скромный опыт это подтверждает.
Однако указанный текст, как и всё инославное, не рекомендуется людям, не окрепшим в вере.

Здравствуйте! Я - из неокрепших в вере... Поэтому, если можете, расскажите, пожалуйста, о своем опыте! Спасибо!

Iliin

  • Гость
Re: Мысли об исихазме
« Ответ #2 : 15 Март 2011, 15:44:41 »
Раз уж вопрос задан, попробую.
Когда пришёл к вере, нужно было порвать с целой сетью старых привычек, навыков, образом мысли, зависимостями от отдельных демонических сил. Задача представлялась именно как разрыв стальной сети, в которой я себя ощутил. Шел мне тогда 21 год (сейчас 39). Читая святых отцов, естественным образом пришёл к необходимости Иисусовой молитвы. Интернета тогда у меня не было (1993 год), а в книжках я нашёл лишь очень туманные и общие высказывания. Помню как удивился высказыванию пр. Серафима о том, что начинать надо с деятельной жизни, а потом переходить к умозрительной. Вот так брать и переходить. А как? Начал тогда творить Иисусову молитву. Без всякой связи с дыханием, бубнил и бубнил. На лекциях, дома, днём и ночью. Даже ловил себя на том, что во сне произношу. Постился страшно. Исхудал. Даже заболел. Но сеть разорвал. Заняло это полгода примерно. Эти полгода заложили основы моего мировоззрения и мироощущения на всю жизнь. Но такого экстремизма, которым занимался я, никому советовать не могу.
Проходил потом разные периоды. Некоторое время назад понял, что без исихазма моя духовная жизнь превратилась в болото. Ну не выплываю я и всё! Стал подбираться к нему потихоньку. Методом проб и ошибок. Сейчас практикую ежедневно от часа до трех. Непрерывно, одним сеансом. Я делаю это так: проветриваю комнату, вставляю беруши, ложусь на кровать и начинаю произносить Иисусову молитву по частям, на выдохе. Вхожу в транс. Дело в том, что в состоянии транса тело расслабляется. Поэтому в йоге или буддийской медитации рекомендуется занимать равновесное вертикальное положение, поэтому у Григория Паламы нужно было сесть на скамеечку в уголок (чтобы была опора для тела). Лёжа делать не рекомендуется, потому что люди засыпают. У меня такой проблемы нет.

Iliin

  • Гость
Re: Мысли об исихазме
« Ответ #3 : 15 Март 2011, 17:05:46 »
Исихазм, как один из способов следования за Христом, представляет собой бесконечный путь. Я лишь только вступил на него. Следующие цели - совершенствование практики и её расширение.
Например, моя первая Иисусова молитва через полгода перестала быть непрестанной. Она забирала все мои силы и была слишком эмоциональной, то есть неправильной. Молитва должна быть безвидна и бесстрастна. Многие православные подвижники стремились достичь бесстрастия. А что это такое? Как молиться неразвлечённо, безвидно и бесстрастно? Мне кажется, молитва в состоянии транса позволяет сформировать правильный образ молитвы, совершенствовать его и потом естественным образом распространить до непрестанной молитвы. Тогда молитва станет гармоничной и будет твориться без усилия, а тем более без насилия над собой.

P.S.: В отличие от восточных практиков, исихаст входит в изменённое состояние сознания вооружённым Иисусовой молитвой - оружием совершенным.

Кстати, изменённое состояние сознания - интересный предмет для обсуждения на христианском сайте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #4 : 15 Март 2011, 17:09:59 »
Но ведь то, что вы именуете "состоянием транса" может быть лишь весьма ограниченным по времени.
Однако речь-то должна идти о непрестанной молитве "в любом месте в любое время". И не просто о молитве, но о ее сопряжении со своей жизнью вообще.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #5 : 15 Март 2011, 18:34:57 »
"Но ведь то, что вы именуете "состоянием транса" может быть лишь весьма ограниченным по времени."

Так и бывает. Только в состоянии пограничном происходят изменения. Причем весьма по началу поверхностные. Но они дают возможность дальше идти. Естественное состояние человека тоже на самом деле транс. Только наведен он повседневной обыденностью и привычкой к ней, где часто просто нет места чему то другому.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #6 : 15 Март 2011, 19:11:36 »
Естественное состояние человека тоже на самом деле транс. Только наведен он повседневной обыденностью и привычкой к ней, где часто просто нет места чему то другому.
Вот, золотые слова!

Iliin, если Иисусова Молитва вводит Вас в "транс", то смею Вас нагло заверить - это не истинное и не искомое состояние сознания.
Одна из главных целей молитвы - установление непрерывного трезвения и снятие, охарактеризованное выше Родионом, обольщения миром сим.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #7 : 15 Март 2011, 19:17:54 »
Вдогонку...
Повидимому, "транс" - нормальная реакция погрязшего в Апостасии ума на попытку его подчинения Тишине и Сердцу.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #8 : 15 Март 2011, 19:24:15 »
Чтобы сохранить равновесие (пусть видимое) ум еще и не такие кренделя выпишет, причем на любой почве. Только жизнь это "не устойчивое" в корне состояние. Сухостой очень прочен. Только....

ЗЫ но понимать многое начнет именно потому, что транс дает почувствовать как минимум "еще нечто", что есть новый опыт, и возможность использования новыго опыта - результат - расширение сознания (осознанности) и сброс в сознание вытесненного. В любом случае польза.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #9 : 15 Март 2011, 20:03:32 »
Как кто понимает "транс"( опытно если можно)?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #10 : 15 Март 2011, 20:09:47 »
Думаю тут транс близкое понятие (потому как наведено) но не совсем точное, потому как наведено самим собой и над собой, и с намерением, не совсем подпадает под "транс". Это просто ИСС когда внешнее восприятие умаляется и мозг переключается (за не имением обычного) на внутреннее. Перестают работать обычные каналы восприятия и открываются не задействованные в обычном состоянии.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #11 : 15 Март 2011, 20:33:47 »
Я в умном делании новичок, но дерзаю высказать свое мнение. Мне опыт Iliinа представляется сомнительным хотя бы в силу того, что молитва здесь становится самоцелью. Я согласна с Леонидом, что наша цель - непрестанное богообщение и трезвение над собой. Простите, если что не так сказала.
Христос воскресе, радость моя!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #12 : 15 Март 2011, 20:46:20 »
А чья это цель? Априори Бог всем желает спастись. Значит чья?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: Мысли об исихазме
« Ответ #13 : 15 Март 2011, 20:51:23 »
Iliin, опишите ваш "транс",если хотите.

Iliin

  • Гость
Re: Мысли об исихазме
« Ответ #14 : 15 Март 2011, 21:45:31 »
Состояние транса позволяет человеку достичь максимальной сосредоточенности, в частности, молитвенной сосредоточенности. Это факт. По-настоящему сосредоточенная молитва означает максимальное раскрытие человека для действия Божьей благодати. Человек начинает замечать внутренние изменения в себе и приобретает опыт сосредоточенной молитвы. Каждое погружение в молитвенный транс - это прорыв вперёд, к цели. Приобретая опыт сосредоточенной молитвы и самопредания себя Божией благодати, человек может распространить его и на остальное время своей жизни.
Транс - это изменённое состояние сознания, заключающееся в снижении частоты электрических колебаний головного мозга. Транс может быть различным по глубине. Сразу хочу сказать, что транс является одним из нормальных физиологических состояний и сам по себе никакого отношения к мистике или религии не имеет. Транс возникает при погружении человека в гипноз, при самогипнозе, при медитации, при выполнении однообразных действий (бег трусцой, профессиональный транс водителей) и при высокой степени сосредоточенности на чём-либо. Учёными это состояние мозга исследовано и описано. Известны даже частоты электрических колебаний. Транс использовался мистиками практически всех религий (буддийская медитация, раджа-йога, исламский суфизм, христианский исихазм).
Непрерывное трезвение невозможно без непрерывной молитвы. И какова цель трезвения, если не единение с Богом? Такое единение возможно при непрерывной сосредоточенной молитве. Непрерывная сосредоточенность на чем-либо непременно приводит к трансу. Так что христианское трезвение есть ни что иное как род транса.
Многих может смущать "неправославная" терминология. Что делать, пользуюсь той, что наиболее точно передает суть описываемых явлений.
« Последнее редактирование: 15 Март 2011, 22:05:39 от Iliin »