В выходные ездили в Оптину и попутно посетили Шамордино и мужскую Святовведенскую Макариевскую Жабынскую пустынь около города Белев Тульской области.Первый раз мы были там с мужем 8 лет назад, когда еще у нас не было ребенка, теперь поехали всей семьей. Не буду говорить о святости и значимости этих мест,расскажу о том, что бросилось в глаза.
Из Курска выехали в час дня в субботу, в Козельск при ехали к 21 часу того же дня, дорога настолько плохая, что на 350 км потратили более 7 часов: в некоторых местах, например в городе Белеве ремонта не было видимо со дня укладки полотна, которое больше напоминает многочисленные воронки после бомбежки, причем весьма глубокие. На участке Белев-Чекалин асфальтовая дорога прерывается участками грунтовки и это ничего себе так дорога межобластного значения, по которой ездят рейсовые автобусы. Останавливались в частной гостинице "Дом паломника" в 2 км от Оптиной, звонила и бронировала номер заранее, правда по приезде оказалось, что хозяин про нас забыл и все номера с удобствами были уже заняты и нас разместили в директорском кабинете, где был диван и 2 кровати, взяв за это 1550 руб вместе со стоянкой для машины.Разместившись поехали в Оптину, было уже около 22 часов. Как я поняла жизнь там кипит круглые сутки, особенно когда приезжает много автобусов с паломниками. Очень облагорожена территория, подходы выложены плиткой, устроена цивилилизованная стоянка для автомобилей. Перед входом стоит будочка, где выдают юбки-обертки, для тех, кто в штанах или юбке недозволенной длины. Построено несколько новых храмов. В самом большом соборе шла исповедь, я тоже хотела исповедоваться, но посмотрев на количество людей эту мысль оставила, исповедовали несколько иеромонахов, причем к некоторым очередь на исповедь достигала примерно 50 человек, "опытные" паломницы сидели в ожидании на раскладных деревянных табуретках. У некоторых иеромонахов во время исповеди исповедуемые стояли на коленях и исповедники тоже. Представляю как тяжело это для отцов. Приложились к иконам и мощам преподобных старцев оптинских и вышли. Стали искать могилки оптинских мучеников, оказалось, что над местом их погребения уже построили часовню, но откроют ее только завтра утром. Уехали в гостиницу. Переночевали нормально, единственное, что-вода в гостинице очень плохого качества, не то, что пить, зубы даже чистить противно, т.к она просто вонючая. Поехали в Оптину, купили просфоры, подали записки-это почти единстенное, что оказалось по деньгам. По впечатлению, монастырь полностью "заточен" под московских паломников и благотворителей, цены там "московские". Большая часть паломников в Оптине составляют шустрые московские тетки умильного вида в черных юбках, метущих подолом землю и обязательным слащаво-смиренным выражением лица. Помолились у могил Оптинских мучеников и решили зайти в чайную, где можно поесть паломникам: бутерброд с сыром 30 рублей, пирожок 25 руб, порция пельменей 120 руб, но больше всего меня убил квас. Стоит холодильник, в нем 1.5 л бутылки, написано "Квас монастырский брожения", цена 90 руб+бутылка. Беру квас из холодильника, подхожу к продавцу протягивают 100 руб, я по наивности думала, что бутылка стоит 7 руб, как в Курске, оказывается цена бутылки 40 рублей, т.е за все вместе 130 рублей. Это самая дорогая пластиковая бутылка из мной виденных, обязательно сохраню ее на память...Сходили в скит, но там было закрыто, тк. теперь прием по часам, вернулись в машину и поехали в Шамордино.
Шамордино, т.е Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена в 10 км от Оптиной. Когда приехали, служба уже заканчивалась. Ежедневно начало молебна в 3 часа утра, затем полуношница и литургия, когда они спят, если отбой в 23 часа? По впечатлению, средний возраст сестер чуть моложе 60 лет, молодые есть, но немного.Подошли к ящику самообслуживания с надписью" "Свечи стоят столько, сколько вы захотите за них пожертвовать", только хотела обрадоваться, но впечатление испортил другой ящик-для записок. Имя стоит 3 рубля, внизу записки следует писать полную сумму и опускать ее вместе с запиской в ящик, тут же грозная надпись: "Без денег записки недействительны". Спустились к источнику, который находится глубоко в овраге, лестница очень длинная, я если честно с трудом поднялась наверх. Поклонились могилам основательницы обители схимонахини Софии и первых настоятельниц и поехали назад.
Отрадно было увидеть, что в Жабыни в никому не известном и всеми забытом монастыре в умирающем селе все же теплится жизнь, потихоньку восстанавливаются храмы.
В городе Болхов Орловской области проехали по указателю-"Троицкий Оптин женский монастырь 15 век". На территории изумительный древний храм с коричневыми главками, но туда мы не попали, т.к калитка была закрыта, монастырь находится в укромном месте и чужие там не ходят,а стучать мы как-то не осмелились.
Вот такая вышла поездка. В душе осталось теплое молитвенное ощущение намоленных мест, но за исповедью и причастием я пожалуй лучше как всегда в Большегнеушево-ближе и родней и самое главное иеромонах Игнатий, тамошний духовник располагает достаточных количеством времени, чтобы прояснить все недоумения.
Вот как-то так.