Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48761 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #15 : 24 Июнь 2011, 14:56:44 »
Потому что приходит не свет благодати, а свет собственного ума или, что и страшно, свет демонического ума.

Это понятно! Но всё же отсутствие эмоциональности - холодность, сама по себе не говорит об одержании демоническим светом!?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #16 : 24 Июнь 2011, 15:48:24 »
Не холодность, а скорее эмоциональная прозрачность. Конечно, она не говорит об одержании.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #17 : 24 Июнь 2011, 17:01:47 »
А нельзя ли поподробнее о том, как совершается литургия в сердце? Или ссылку на старые темы, если об этом уже говорилось.

О различии метода "блюдения сердца", описанного свт. Феофаном, и того метода (или стадии) молитвы, когда ум становится епископом сердца и совершает в нем словесную литургию, пишет, например, Лествичник:

«Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы. Святой и пренебесный огнь, как говорит некто из получивших наименование Богослова, входя в души первых, опаляет ее, по недостатку очищения; а вторых просвещает, по мере совершенства; ибо один и тот же огнь называется и огнем поедающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженой печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие, - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы без которого-нибудь из сих двух действий, молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно» [Леств. 28, 51]

По всем признаком (отсутствие вообще упоминания свт. Феофаном о молитве в этом отрывке, только о внимании в сердце; сравнение последствий этого делания с огнем и пр.) первый метод ("прилежно умом блюсти свое сердце") -- это то, что описано свт. Феофаном. Почему он (нигде) не описывает второй метод ("быть епископом сердца" и проч.) и вообще не так много внимания уделяет ИМ в своих сочинениях (в отличие, скажем, от своего современника свт. Игнатия Брянчанинова) -- это загадка. Может, опасался им пользоваться, может, вообще не открыл его для себя (и потому из соображений осторожности вычеркивал соответствующие места при переводах из греческих отцов)

Но с тех пор подобное (я бы сказал сверх-)осторожное отношение к ИМ (как основе умного делания и словесной литургии) становится доминантой в русскоязычной литературе, так или иначе касающейся аскетики (вспомним, например, уже обсуждавшиеся на форумах: негативное отношение к "рассказам Странника", лекции Осипова и преувеличенное акцентирование в современной, если ее можно так назвать, аскетической литературе на высказываниях свт. Игнатия в том смысле, что "нашему времени оставлено только покаяние" и проч.)

Но у греческих отцов упоминание о словесной литургии ( в плане аскетики) является нормой, и хотя не встречается часто (в силу сложности темы и ее определенной закрытости как  этапа аскетики для "просвещенных"), но встречается, например:

"Царство небесное подобно Богом сделанной скинии, имеющей по Моисею две завесы. В первую войдут все, имеющие благодать священства, во вторую — умную скинию те, кто во мраке богословия священноначально совершали троичную литургию, [имея] Иисуса Началосовершителя и первого Иерарха... " [св. Григорий Синаит, Главы, 43]

"Прежде будущего сверхумного наслаждения, духовное святилище есть умное действие ума, священнодействующего и таинственно причащающегося на жертвеннике души Агнца в обручение Божие. Вкушать же Агнца на умном жертвеннике души — это не только уразумевать и причащаться, но и быть как Агнец по образу Его в будущем" [Синаит, Главы, 112]

О символической евхаристии (а значит, по сути, о словесной аскетической) в изобилии пишут Ареопагит и Максим Исповедник, и это при том, что о внешне, явным образом, совершаемой Евхаристии они не пишут вообще (евхаристология, как богословская тема, у них вообще отсутствует, и это составляет одну из загадок современной патристики)

Возвращаясь же к вопросу как конкретно, по моему мнению, совершается литургия в сердце, даю ссылки на свои последние сообщения по теме:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?action=profile;u=9;sa=showPosts (см. там, например, сообщения за номерами 4, 9, 14)

Написано, конечно (перечитал сейчас), не очень понятно, но учитывая сложность темы, я думаю, это извинительно. Кратко говоря, стоя умом внутри сердца, надо собрать все силы души и тела воедино (как это описано у свт. Феофана, но только разумно, осознанно, для совершения определенного священнодействования), при этом представляя себе (символически-умственно, а не образно-чувственно) устройство своей души подобным устройству алтаря (это не обязательно и не имеет решающего значения, поэтому не следует придавать этому преувеличенного значения, но тем не менее). Тем более, что она примерно так и устроена (см. мои предыдущие сообщения, а также "Мистагогию" Максима Исповедника). То есть надо, скорее, увидеть (взглядом ума) такое ее устройство (что дается через предочищение души по способу свт. Феофана), чем его представить. То есть алтарь надо сначала (хотя бы, слегка) очистить

При этом (например) душа будет "выглядеть" примерно так. В середине (груди) престол, на котором будет совершаться словесная жертва. За ним, внизу, там где (условно) локализована животная часть души, должен быть воодружен на горнем месте Крест. То есть животные страсти души должны быть тоже предварительно (слегка, потому что полностью это можно сделать только через само умное делание) усмирены, например, воздержанием и по методу того же свт. Феоафана. Слева по ходу зрения, там, где в левой части груди (условно) локализована волевая, разумная способность человека и где "расположено" собственно сердце, находится жертвенник, на котором будет совершаться проскомидия.

Еще раз предупреждаю, подобное устройство души не обязательно (будет увидено) и приводится в качестве примера, то есть не надо на этом представлении зацикливаться, а особенно -- насильно его себе конструировать. "В дому Отца Моего обителей много", то есть в другом случае устройство души может соответствовать другому ее символическому описанию, соответствующему другой обители, куда человек попадает согласно Промыслу Божию о нем. Не всем положено (Промыслом) быть архиереями, не всем служителями алтаря, но каждый призван к умному деланию, как средству для очищения своей души, а как и в какой символической (в смысле реального символизма) обители оно будет совершаться, не имеет решающего значения для спасения.

Итак, собрав все силы души и тела надо на жертвеннике совершить (символическую) проскомидию, то есть привести логосы разумной части души (в той степени насколько они видны благодаря предочищению) в состояние, достойное для заклания словесной Жертвы. Иначе говоря, предуготовить свою волю к совершению таинства: на его совершение необходимо согласие свободной воли человека (и самодействие в таинстве Самого Христа, но об этом далее), принести свою волю в жертву, в дар. Затем, с этими дарами совершить Великий Вход. То есть встать умом в словесном месте (гортань, верхняя часть груди) и, произнеся Имя Христово, открыть врата и войти в алтарь. Здесь уже, по произнесении молитвы, действует не своя воля, но Совершителем таинства, Жертвой и Дарами является Сам Христос, Его же заклание совершается на престоле. Время останавливается, наступает вечность, новое творение, в котором и которой это одна и та же Жертва, однажды совершенная в истории и совершаемая вечно в сердцах христиан (и в Евхаристии верных).
 
Сердце (середина груди) освящается, и со словами "помилуй мя" (к которой может быть присоединены еще и другие молитвы, например, за весь мир) это новое творение, вечность и освящение распространяются и на другие душевно-телесные составы, что обновляет их и очищает, делает их (логосы) более видимыми и уготованными для совершения нового круга молитвенного богослужения

зырянка

  • Сообщений: 132
  • Tatiana, the orthodox
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #18 : 24 Июнь 2011, 17:43:52 »
Есть и опасность такого рода: может прийти какая-нибудь эмоциональная сила или раскрыться не духовное сердце, а эмоциональное. Придет умиление и чувство покаяния, появятся слезы, но духовного раскрытия не будет. Отличить эмоциональное раскрытие от духовного можно по плодам. При эмоциональном раскрытии человек становится эмоционально чувствительным и как бы более душевным. По душевному - доброжелателен, радостен, любвеобилен и пр. Эмоции и подочищенные страсти будут копировать духовные проявления. Вся эта лепота обрушивается вмиг, когда пробуждаются более глубокие страсти. И вот уже потоком изливается гнев на головы врагов, зло вибрирует осуждение, накатывает страх - или, в ином варианте, всячески защищается и оправдывается родовой и корпоративный эгоизм.

Есть еще одна опасность, которая встречается реже и которая намного страшнее: это холодно-рассудочное освещение сердца - полная подделка сердечной литургии, когда рассудочный ум, благодаря длительной аскезе, протискивается в район сердца и завоевывает околосердечное пространство. Тогда эмоции иссушаются, сердце становится холодным, появляется возможность сознательно сублимировать низовые страсти.
Я так понимаю, последнее страшнее именно потому, что на определенном этапе уже не поддается исцелению, ввиду именно этой "эмоциональной прозрачности" или подобия зеркальности, когда ничто извне неспособно поколебать изгнавшую или сублимировавшую все другие страсти, единолично утвердившуюся на троне души самость.

Почему страшнее? При отсутствии эмоциональности невозможно раскрыть духовное сердце? Если есть возможность взять под контроль низовые страсти, то это же хорошо?!
Потому как все низовые страсти выросли из одного корня - гордыни, а в этом случае они скорее всего не просто изгоняются вовне, а напротив усиливают этот корень, как бы перерождаются. И человек может стать даже демоноподобным, ибо благодаря этому единственному греху отпал Сатана, этим и стремится погубить человека, которого не может взять другим способом. Дело в том, что это потому и редкий случай, что на этом претыкаются зачастую лучшие из лучших (подобно тому как и Денница был лучшим из лучших).
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2011, 18:31:43 от зырянка »

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #19 : 24 Июнь 2011, 17:51:46 »
Огромное спасибо, братья. Мне надо поразмышлять надо всем этим.
Христос воскресе, радость моя!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #20 : 24 Июнь 2011, 18:28:30 »
Ум, стоящий в сердце, призывает Господа в молитве, и, если сердце преуготовлено и есть на то Его милость, сходит благодать. На некоторых этапах эту благодать можно (не обязательно именно так) воспринимать как светоносную чашу (в сердце или груди) и ощущать исходящее от нее тепло, мир, тихую радость... ......Есть и опасность такого рода: может прийти какая-нибудь эмоциональная сила....Придет умиление и чувство покаяния, появятся слезы, но духовного раскрытия не будет.
Alexander, а не бывает ли соединения покаянного плача с схождением благодати в сердце?
Ваше трёхчастное определение кажется мне слишком темперированным, не чувствуются обертоны. Мы ведь все такие разные...

Почему духовный человек не может обладать также и душевными качествами?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #21 : 24 Июнь 2011, 19:03:21 »
мое внутрьпребывание кончилось Силуановым "держи ум в аду" и я вообще подчас не понимаю где нахожусь, созерцая свое падение и свои грехи. Внутри, в аду, а в то же время гдето за пределами ум обретается благодатью

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #22 : 24 Июнь 2011, 19:10:51 »
Очень интересно, Евгений. Если "внутренняя" евхаристия ТАК вершится в человеке и она (нисколько не сомневаюсь в том) истинна, то и причащается он в себе, истинно. Имеет ли тогда такой человек нужду причащаться в храме?

И еще пара вопросов навскидку.

"То есть животные страсти души должны быть тоже предварительно (слегка, потому что полностью это можно сделать только через само умное делание) усмирены, например, воздержанием и по методу того же свт. Феоафана."
Это и означает – водружение Креста? Или все же речь идет о каком-то специфическом делании?

"Сердце (середина груди) освящается, и со словами "помилуй мя" (к которой может быть присоединены еще и другие молитвы, например, за весь мир)"
Речь идет о молитве за весь мир своими ли словами, или формулами молитв других (тогда какими). Или речь идет о невербальной молитве?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #23 : 24 Июнь 2011, 19:12:15 »
мое внутрьпребывание кончилось Силуановым "держи ум в аду" и я вообще подчас не понимаю где нахожусь, созерцая свое падение и свои грехи. Внутри, в аду, а в то же время гдето за пределами ум обретается благодатью
Такая "шизофрения" не только у тебя встречается, Иван. Зачастую "ад ума" даже не вербализуется в виде лицезрения грехов, а выглядит буквально сумасшествием, при этом ум "воет" от ужаса, который ему внушает сама молитва.

И при этом, действительно, есть странная часть ума, которая знает, что всё идёт правильно и даже великолепно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #24 : 24 Июнь 2011, 19:19:11 »
Зачастую "ад ума" даже не вербализуется в виде лицезрения грехов, а выглядит буквально сумасшествием, при этом ум "воет" от ужаса, который ему внушает сама молитва.
да реально зачастую так и есть.. просто ад.. когда это длительно и доходит до кондиции, то вправду похоже на адское сумашествие, в котором одновременно великолепно поддерживает Господь и неохота из него выбираться. Притом оно крепнет и обосновывается все глубже в сознании, чувством падения все внутри какбы обрастает потихоньку. И ничего больше не надо: просто грешен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #25 : 24 Июнь 2011, 19:29:20 »
...когда это длительно и доходит до кондиции, то вправду похоже на адское сумашествие, в котором одновременно великолепно поддерживает Господь и неохота из него выбираться. Притом оно крепнет и обосновывается все глубже в сознании, чувством падения все внутри как бы обрастает потихоньку. И ничего больше не надо: просто грешен.
И вот это, повидимому, и есть настоящее [нелукавое] покаяние [с включённым греческим смыслом - μετάνοια] без сладких слюней и показных слёз...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #26 : 24 Июнь 2011, 20:26:04 »
Имеет ли тогда такой человек нужду причащаться в храме?

Имхо, имеет, если имеется такая возможность. В том смысле, что и внутреннее надо соблюдать, и о внешнем не забывать. И в том смысле, что и  храм имеет нужду в том, чтобы человек, занимающийся умным деланием в нем причащался, хотя бы в рамках "молитвы за весь мир". К тому же освящение Даров на Евхаристии и освящение сердца при умном делании -- это одно и то же освящение. Тот же Дух сходит на Дары, какой сходит при освящении сердца. То есть человек, занимающийся умным деланием, имхо, безошибочно узнает о совершившемся (или не о совершившемся) преложении  Даров Св. Духом по Его (такому же) действию в своем сердце (или по его отсутствию).

Сложный вопрос о том, когда, где, в каких юрисдикциях и при каких условиях совершается преложение Даров, здесь опустим. Но, по моему в данном случае сугубо личному мнению, присутствие умного делателя на литургии является немаловажным условием для ее совершения (разумеется, не обязательным, необходимым или достаточным, но тем не менее). Да и так, если подумать, и должно быть. Ведь совершившейся в полной мере литургией можно считать только такую, при которой Христос умирает на престоле, а воскресает в сердцах участников литургии. Если таков нет, то нет и Христова Воскресения, тогда (в строгом смысле этого слова)  нет и литургии, хотя бы даже заклание Агнца на престоле и было совершено (и преложение в истинные Тело и Кровь). Но евхаристология -- это сложная тема, и я здесь не буду ничего утверждать определенно, чтобы не совершить ошибки.

Если нет возможности причащаться в храме, то и умный делатель не имеет в том (настоятельной) нужды, что и подтверждается примерами многих святых, находившихся в подобных условиях

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #27 : 24 Июнь 2011, 20:50:05 »
И вот это, повидимому, и есть настоящее [нелукавое] покаяние [с включённым греческим смыслом - μετάνοια] без сладких слюней и показных слёз...
Замечательно, если такое покаяние в глубинах затронет струны эмоций - тогда проступят неподдельные и палящие, обжигающие слезы, на место выжженой чистоты вселяющие веселие. Но это не про меня. Хотя я стараюсь вызвать слезы покаяния без подделок, получаются только слезы любви ко Спасителю - от Его величия

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #28 : 24 Июнь 2011, 21:24:11 »
"То есть животные страсти души должны быть тоже предварительно (слегка, потому что полностью это можно сделать только через само умное делание) усмирены, например, воздержанием и по методу того же свт. Феоафана"
Это и означает – водружение Креста? Или все же речь идет о каком-то специфическом делании?

О целом множестве символических событий (исторически свершившихся и совершающихся в душе) и возможных аскетических приемов, связанных с Крестом и пуповиной живота. Я напомню только о некоторых общеизвестных (в основном событиях, а не приемах, чтобы не отвлекаться от главной, в данном случае, темы). Во-первых, Крест водружается во время крещения. То есть там, где был совершен первый грех (чревоугодием), там и водружается Крест. Место водружения  исторического Креста до сих пор называется пупом земли, и по преданию там лежит Адамова глава. Основание крестного знамения тоже покоится на пуповине живота. Со времени крещения каждый христианин обязан нести этот Крест, участвуя в страданиях Христовых, также как он ранее принимал участие в Адамовом грехе. Сила "мысленного зверя", как пишет Палама, на пуповине живота, и он туда, изгнанный крещением, возвращается снова нашими грехами. Оттуда мы его должны изгонять внимательной молитвой, участвуя в водружении там Креста (заново) и возобновляя (в определенном смысле) первое крещение. Это и есть то самое специфическое делание, о котором речь. Оно тоже относится к умному деланию, но не как словесной литургии, а к умному деланию, как возобновлению крещения и второму, духовному рождению.

"Если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)"

Но это все относится к подготовительному этапу для словесной литургии, к предочищению для ее совершения и обсуждалось в других темах.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #29 : 24 Июнь 2011, 21:59:45 »
"Сердце (середина груди) освящается, и со словами "помилуй мя" (к которой может быть присоединены еще и другие молитвы, например, за весь мир)"
Речь идет о молитве за весь мир своими ли словами, или формулами молитв других (тогда какими). Или речь идет о невербальной молитве?

После того, как словесная литургия совершена, то может произойти многое. То есть охотно можно поверить рассказам о святых, которые произнеся одну молитву, бывали восхищены в видение, находясь в нем по нескольку суток. Это может быть видение Св. Троицы (так как делатель молитвы является храмом Св. Троицы), и тогда к окончанию молитвы естественным образом может присоединяться славословие Св. Троице "яко Ты еси освящение наше..." (не обязательно словами, это может быть и участие в славословии ангелов). К славословию может естественно присоединяться и молитва о всем мире, как на заамвонной молитве по совершении литургии.

Вообще ИМ (с возможными расширениями и вариантами) имеет отчетливо евхаристическую структуру, как и многие другие церковные молитвы, например, молитва св. Ефрема Сирина, но это тема для отдельного разговора