Александр прав, что любая крайность чревата... Но в том-то и дело, что, как верно заметил Родион, сейчас преобладает та крайность, что вопросы телесности в православной практике и бытовой культуре сейчас мало кого интересуют, а если и интересуют, то не далее внешней стороны: что и когда есть, можно ли физически работать в праздники, можно ли женщине " в нечистоте" ходить в церковь и т.п. Хотя именно по этому поводу в апостол Павел писал , что телесное упражнение мало полезно, но эти слова выдернутые из контекста послания часто приводят..... как аргумент против занятия физическими упражнениями и осознанием тела.... Вот получается так , что духовно опираемся на Православие , а телесно ... на медицину, йогу, тай цзы и пр...
Св. Игнатий Брянчининов говорил: «Братия! обращали ли мы должное внимание на значение нашего тела? Не смотрели ли мы на этот предмет легко и поверхностно, как на предмет, не нуждающийся ни в каком рассматривании? Между тем Бог возвещает нам устами Апостола: «Телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть». От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным.... Посредством чудного таинства Евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа…. делается телом Богочеловека, кровь его соделывается кровию Богочеловека. Созерцая это величие христиан, Апостол взывает к нам: Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6, 15). Тело Господеви и Господь телу (1 Кор. 6, 13). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14). Отчего тела наши чужды духовного освящения? ...Оттого, что отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о Бозе живе (Пс. 83, 3). Соделаем тела наши духовными, небесными!».
Мы знаем теоретически, что надо беречь свой телесный храм и правильно его выстраивать. Но практически - мы больше знаем о строительстве рукотворных храмов. А ведь на Руси не зря говорили, что " церковь - не в бревнах, а - в ребрах",т.е. от понимания тела как организма нужно осознанно , с помощью Божьей перейти к его преображению его в храм, освященный в честь того святого, имя которого мы носим. Иначе , уповая только на рукотворные церкви , человек будет пребывать в них совсем не так , как то заповедовал Христос и апостолы. Если Церковь есть Тело Христово, то и внешний храм есть символ Тела Богочеловека и входя туда своим малым храмом мы должны стать причастниками этого Тела и своими телами . " Пройди во все уды( члены) мои и чувств освяти простую пятирицу" - читаем в молитвах после этого самого таинства Причастия. Почему мы верим, что каждая клетка тела освящается, а законы собирающие их, по которым оно создано по образу Божьему в нас не освящаются, не осознаются, и никак не проявляются по евангельски, оставляя наше тела в развалинах или в неких только научных осмыслениях? Почему внешние храм строим в по гармоничным пропорциям, канонам , иконы тоже, а ведь в основу этих канонов положено изучение устроения всего человека, где через видимое телесное проявляется духовное.
"Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти... Мы, хотя и созданы из земли, но Дух Святой живет в нас и делает нас похожими на Господа Иисуса Христа как дети бывают похожи на отца". (Преп. Силуан Афонский)