Александр: «А куда еще обращаться?»
Прозелит: «А что делать, если только слово "перси" да пара прибауток осталась»
Неожиданный для практикующих христиан вопрос
и поэтому наверное и мой ответ покажется неожиданным:
1.
к Писанию ( оно написано языком бытовых образов, понятного и невежественным рыбакам, среди которого много именно телесных образов, которые в свою очередь тесно присоеденены ко все другим, т.к. вся цивилизация антропоморфна и подстраивается под нужды и формы человеческого тела- одежды, дома, утварь, орудия труда, битвы, развлечения и пр..)
2.
к Сыну Божьему-Логосу, который не только сотворял тело человека изначально но и Сам воплотился в нем явил нам эталон не только нравственный, но видимый телесный образ храма и образа Божьего. Разве ученики не видели его стать, походку, не слыхали КАК он говорит и поет, как дышит и как ест? Разве не впитали они в себя за три года практически семейной жизни со Христом, как это свойственно детям и ученикам – внутренний ритм его движений и слов? Разве не этот опыт определяет и сегодня правильное и отчетливое чтение и пение в церкви, присущую богослужению хореографию движений священников - когда эта правильность, стройность в храме есть – мы все чувствуем единство и молитвенный настрой и как следствие – благодать в таком храме.
2. к Телу Христову – Церкви с ее практиками и таинствами, которые ВСЕ так или иначе касаются и нашего тела (помазание, окропление, Причастие, рукоположение, целование и пр…). Кроме того – гласное пение и чтение молитв, это ж не только духовая практика какая-то практика вне тела ( в астрале или ментале
), но и психофизическая- стояние, поклон, дыхание, голос – а этому все прежде учили! Просто учили порой с детства по псалтири и молитвам и грамоте, и дыханию, и пению, и стоянию и сидению…