Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48685 раз)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #90 : 31 Июль 2011, 10:27:09 »
Александр: «А куда еще обращаться?»
Прозелит: «А что делать, если только слово "перси" да пара прибауток осталась»


Неожиданный для практикующих  христиан вопрос  :-) и поэтому наверное и мой ответ покажется  неожиданным:

1. к Писанию ( оно  написано  языком бытовых образов, понятного и невежественным рыбакам, среди которого много именно телесных образов, которые в свою очередь  тесно присоеденены ко все  другим, т.к.  вся цивилизация  антропоморфна и подстраивается под нужды и формы человеческого тела- одежды, дома, утварь, орудия труда, битвы, развлечения  и пр..)

2. к Сыну Божьему-Логосу, который не только сотворял тело человека изначально  но и Сам воплотился  в нем явил нам эталон не только нравственный, но  видимый телесный  образ  храма и образа Божьего. Разве ученики не видели его стать, походку, не слыхали КАК он говорит  и поет, как  дышит и как ест? Разве не впитали они в себя за три года практически семейной  жизни со Христом, как это свойственно  детям и ученикам –   внутренний ритм   его  движений и слов?  Разве не этот опыт определяет и сегодня правильное  и отчетливое чтение и пение в церкви, присущую богослужению  хореографию движений священников  - когда эта правильность, стройность  в храме есть – мы все чувствуем единство и молитвенный настрой и как следствие – благодать в таком храме.

2. к Телу Христову – Церкви   с ее  практиками и таинствами, которые ВСЕ так или иначе касаются и нашего тела
(помазание, окропление, Причастие,  рукоположение, целование и пр…). Кроме того – гласное пение и чтение молитв, это  ж не только духовая практика какая-то практика вне тела ( в астрале или ментале :-)), но и психофизическая- стояние, поклон, дыхание, голос –  а этому все  прежде учили! Просто учили порой с детства  по псалтири  и молитвам и грамоте, и дыханию, и пению,  и стоянию и сидению… 
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #91 : 31 Июль 2011, 10:50:27 »
Не осталось "своей" традиции работы с телом (не считая реконструированные российские боевые искусства) – так приходится вспоминать что-то из йоги и цигуна.
Не осталось комплексного лечения и восстановления  тела в целом – так приходится идти к спецам по аюрведе.
Чё эт не осталось :-)...
С.о. говорят ПОСТ придаёт здравие ТЕЛУ...а молитва-душе...в здоровом теле здоровый дух...образец здорового образа жизни :-)...

Да всё просто...всегдашний пост...утеснение тела...его иссушение...придаёт ему(телу) здоровье...
А красивое движение руками и разбитая рожа спаринг партнёра :-)...этож всё бесовское :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #92 : 31 Июль 2011, 10:57:30 »
Если тело еще и инструмент, то любой новый вид  деятельности начинается с настраивания, тела.  Школьник, музыкант, спортсмен, воин – всегда все начинается «со строевой  подготовки». Вдумайтесь в слово СТРОЙ –  без умения настроится, выстроиться, держать строй в себе и  с другими, как с членами единого тела – нечего и мечтать о дальнейшей слаженной деятельности в любом виде  коллективной деятельности. Не с изучения стратегии и тактики, нот и цифр начинается обучение, вспомните – все начинается  с того  как стаять, дышать, сидеть,   держать орудие – инструмент. Почему же в духовной жизни мы думаем обойтись без  этого? Само собой не получится перенести опыт телесного движения рабочего-токаря на умение правильно держать скрипку, и опыт постановки тела в тай цзы совсем иной, чем йоге.  Единственное, что может объединить  весь прежний  телесный опыт в разных видах деятельности – опыт внимания к телу, но это только может помочь, но не устранить необходимость  обучения тем нюансам, которые необходимы для другого вида деятельности.  Часто прежний опыт даже мешает – так, привыкшему к практике тела в йоге, трудно бывает перейти на методику М. Фельденкрайза или тай цзы…
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #93 : 31 Июль 2011, 11:09:53 »
Пост часто отнимает здравие у тела. И примеров у с.о. такого отнятия множество.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #94 : 31 Июль 2011, 11:12:38 »
"А красивое движение руками".... все зависит от внутреннего наполнения. Красивое в первую очередь - выразительное  и адекватное ситуации.  Поэтому слово " грация"  несет смысл  видимой красоты , но внутренней благодати , благодарности . " Аве Мария , грацие плейна..." - вряд ли кто представляет Марию с вихляющейся походкой, сутулой или наоборот горделиво перегнутой  назад.Она красиво держит Младенца и красиво предстоит на деисусном чине . именно потому , что ее тело выражает  ее благоговение. Почему -то для нас важно , чтобы ее тело соотвествовало ее и наших чувству благоговения ,  мы не примем любой жест и позу  на иконе и в храме, оправдывая тем , что мол главное , что  в сердце сейчас. Может в сердце  ближнего Господь и узрит то , что нам не видно , но наше внешнее поведение назидает других и собирает нас.  Странно , что опыт св. Феофана , Брянчининова и многих , других св. отцов, которые уделяли подготовке тела внимание- ставится ни во что ... Интересно  осмелились бы  вы свои возражения сказать им в лицо?   предложить им на богослужении двигаться суетливо  и небрежно, читать и петь  невнятно ?  Не оттого ли у нас такое  часто положение в храмах, что даже опытному прихожанину порой трудно  разобрать слова     и сохранить молитвенный настрой из-за  видимого телесного поведения окружающих...  А уж  какое мнение склыдывается у "захожан" - все и так наслышаны.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #95 : 31 Июль 2011, 11:25:34 »
" Именно правила внешнего поведения, с устроением тела, существенно необходимы для сохранения внутрь-пребывания и духовного сознания, упражнения же благочестивые — для духовной жизнедеятельности. Потому в жизни духовной сколько существенно внутреннее, столько же существенны и они. У святых отцов они называются телесным, вещественным деланием, или жизнию деятельною, внутреннее же — жизнию созерцательною, а также духовным и умным деланием. Это — заблуждение, будто внутреннее может стоять, хотя и не приспособлено к нему внешнее; равно как и то неправо, если кто останавливается на одном внешнем, забывая внутреннее, как оно у нас указано, или не заботясь о нем. То и другое должно идти совместно, так что все дело кратко можно выразить так: вошедши в себя и став в духовное сознание, возбуди жизнедеятельность, или строй духовный, и потом ходи в построенном тобою порядке подвижничества"
 
( св. Феофан Затворник)
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #96 : 31 Июль 2011, 11:32:27 »
Ириней Лионский «Против ересей»
Глава 6. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души

"не есть ли величайшее богохульство говорить, что храм Божий, в котором живет Дух Отца, и члены Христовы не участвуют в спасении, но уничтожаются?

гл.12. "И сам Апостол, будучи образован в утробе и из нее вышедший, писал нам и исповедал в послании к Филиппийцам, что «жизнь во плоти (доставляет) плод делу». Плод же дела Духа есть спасение плоти. Ибо, какой другой видимый плод невидимого Духа, как не тот, что он делает плоть зрелою и способною к нетлению? И так,  если (он говорит, что) жизнь во плоти «доставляет плод делу моему», то словами: «совлекшись ветхого человека с делами его», он не презирал существа плоти, но указывал на отвержение нашего прежнего образа жизни, который ветшает и повреждается, и поэтому прибавил: «и облекшись в нового человека, который обновляется в познание по образу Создавшаго его (Кол.3:10). ….И словами: «по образу Создателя», он показал восстановление того же самого человека, который вначале создан по образу Божию.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #97 : 31 Июль 2011, 12:14:47 »
Пост часто отнимает здравие у тела. И примеров у с.о. такого отнятия множество.
Множество?!...я покопался в памяти не нашёл ни одного...

Приведите пример...когда разумный пост вредит здоровью...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #98 : 31 Июль 2011, 12:30:56 »
Повитуха...вы не привели НИ ОДНОГО примера\цитаты КАК надо организовывать тело...

А выпад мой направлен на КУЛЬТ тела...и мне всё равно это тайцзы или Порфирий Иванов...или культуризм...смысл один и тот же вымучивание здоровья тела...а по сути получается только телесная возня возле тела...ну в лучшем случае копание в телесных энергетиках, при чём я думаю малоэффективное копание...

А малоэффективное по тому что тело может быть здоровым ТОЛЬКО если в душе НЕТ грехов...в противном случае красивые танцы не приносят никакой пользы телу...

А богослужение и движения в нём...чрезвычайно просты...и по этому соотносить их с тайцзы не надо...
Грация движений в богослужении, навевается чувствами--благоговения, страха Божия, сокрушения сердечного, или радости о Боге...
Не так уж и много...и по тому нет смысла писать о них энциклопедии...козе понятно КАК надо двигаться когда ЦАРЯ несёшь...

Лечить надо душу...а тело само подтянется за душой...
А пока душа нездорова вполне достаточно давать телу ТОЛЬКО необходимое...а это описано святыми отцами...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #99 : 31 Июль 2011, 13:08:40 »
Очень интересный поворот темы...  :-) Родион, а можно поподробнее осветить про признаки несобранности и возможную пагубность... :-)

В случае переключения внимания ума во время молитвы на восприятие внутреннего и, при углублении в него, - выброса подсознательного, ум не сосредоточенный на молитве и не собранный перестает наблюдать и становиться участником. Страхи и эмоции, образы мгновенно "материализуются" и (прозелит написал: "Тело в случае сильного дискомфорта может выдернуть из любого созерцательного/молитвенного состояния на раз.") даже если тело "выдернет", то стресс, и психическое состояние от этого может весьма пострадать. Страх в последствии наложит блокировки на психику и углубленные состояния станут невозможны (а они необходимы для работы). А если еще хоть на мгновение ум поверит в реальность интерпретаций увиденного, вместо того чтобы просто пропустить не привязываясь, то есть вовлечется - а это следствие именно расхлябанного состояния, то не долго и до психушки, где будешь с пеной у рта рассказывать что черти вокруг и конец света близок. То есть перестанешь быть дееспособным.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #100 : 31 Июль 2011, 13:28:48 »

mirnestranik:  конкретный пример  от старца Порфирия Кавсокаливита : ” ты не правильно поклон делаешь…”  http://azbyka.ru/dictionary/15/porfirij_poklony-all.shtml
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #101 : 31 Июль 2011, 13:33:45 »
mirnestranik, у Вас странный поворот мысли :) Что такое разумный пост в интерпретации святых отцов, если обычная цель поста - умерщвление плоти? Ради спасения души телом пренебрегали и тело умерщвляли. Известный пример последнего времени - Иосиф Исихаст. Он испортил свое здоровье, подвизаясь так, как подвизались подвижники прошлого.

Другое дело, что в настоящее время грубая аскеза и жесткий пост до добра не доводят.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #102 : 31 Июль 2011, 13:39:57 »
Я говорил о том, Родион, что под воздействием перегрузки (сильные боли, чрезмерная нагрузка на организм) неподготовленное тело резко "выдергивает" меня из погруженности в самое что ни на есть глубокое и замечательное молитвенное/созерцательное состояние  :-). При этом возникает сильный разбаланс. И это надолго обламывает.
Нужно, чтобы тело не выдергивало. Сейчас думаю, для этого нужно тренировать выносливость, прежде всего.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #103 : 31 Июль 2011, 13:41:32 »
Лечить надо душу...а тело само подтянется за душой...
А пока душа нездорова вполне достаточно давать телу ТОЛЬКО необходимое...а это описано святыми отцами...

 :-D Игорь, лечить надо головы бестолковые. Само тело не подтянется. Его назначение - работать. Работать физически. И если ты его не заставишь это делать - то пост тебя просто убьет. Он не плоть умертвит, а тебя вместе с плотью. И не просто давать ему только необходимое, но и заставлять его делать. И если твой образ жизни в повседневе не подразумевает всестороннего физ. труда, то его нужно телу придумать.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #104 : 31 Июль 2011, 13:43:48 »
Я говорил о том, Родион, что под воздействием перегрузки (сильные боли, чрезмерная нагрузка на организм) неподготовленное тело резко "выдергивает" меня из погруженности в самое что ни на есть глубокое и замечательное молитвенное/созерцательное состояние  :-). При этом возникает сильный разбаланс. И это надолго обламывает.
Нужно, чтобы тело не выдергивало. Сейчас думаю, для этого нужно тренировать выносливость, прежде всего.

Прозелит, хош верь хош не верь. Рано или позно тебе придется столкнуться не только с телесным дискомфортом. И тут тело тоже помогает. Но удар идет по другим областям. И там молитва, собранность, трезвость ума просто необходимы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.