Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48706 раз)

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #180 : 24 Август 2011, 04:29:39 »
В Новом Завете мы находим ровное и взвешенное отношение к аскезе и посту... без фанатизма. Именно усиленный пост и неумеренная аскеза разрушают физическое и душевное здоровье.
Имхо и правда, во время Христа, и предшествующее время, очевидно по иному осмыслялась аскеза, нежели развитая позже суровыми отцами; этими последними у меня бывает даже нечто вроде угнетения, тяжёлое воздействие – воздействие библейское значительно мягче. После откровения Спасителя (и низведённого божественного огня, как Евгений выше о нём пишет) может, что видно и из аскетических писаний, толкать на безжалостное отношение к телу (благо православное христианство меру держит, но было и манихейство и подобные секты в крайностях).
 В древности суровый пост и истязания никак не обосновывались Законом. Если в среде народа пророк, то и Бог среди – и своим истязанием и личным подвигом не обратишь к себе Бога сверх Его воли, который и так рядом. Лишь по возведению духом совершались невозможные для сегодняшнего дня подвиги – пр. Моисей постился на горе Синай перед получением скрижалей Завета (Исх.24:18); пр. Илия совершил постный путь до горы Хорив [Синая] (3Цар.19:18); св. Иоаким, отец Девы Марии, постился в отчаянии, желая у Всевышнего ребёнка (апокриф: первоевангелие Иакова); Господь в иудейской пустыни (Мф.4:1,2) – все эти события символически объединены сорокадневным сроком поста. До того, как из мира отнялось пророчество (Лк.16:16), Всевышний говорил абсолютно непосредственно…и всё, сегодня (лишь) подвигом обретаемое сокрушение чувств и тела, оно давалось пророку сразу (готовому для того сосуду и познанному (Иер.1:5)(1Кор.13:12)) – так, что всё естество пророка сокрушалось при раскрытии на самой высоте внутреннего Неба непосредственной славы (лика) Творца, и внешне со стороны это могло выглядеть по ошибке как беснование, или эпилепсия (откровение Павлу на пути в Дамаск (деян.3:6,9), или непонятное (внешнему) поведение:
И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. (Мк.3:21,22).
 Но сегодня этого нет, потому что «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.» (Лк.16:16) – потому и аскетические усилия по стяжанию Духа Святого находят обоснование («усилием входит») – потому и в древности несколько иное понимание и смысл аскезы были («пророки до Иоанна»), впрочем и Св.Писанием посты представлены суровейшие (но иная цель этих постов). Немного сумбурно, но захотелось представить свои мысли на сей счёт.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #181 : 24 Август 2011, 04:56:26 »
Может всё дело в том, что...
http://savepic.ru/3070051.jpg
Достаточно по поиску вбить "исихазм", чтобы увидеть, как его хотят сегодня понимать. Вот и victorioan выше пытался обосновать своё направление, по ссылкам в постах (#138, #139) с сайта victorioana:
Цитировать
Столбовое стояние - это стойка в боевой изготовке, которую китайские мастера цигун называют "джан джуан" или "поза простака",
а мастера йоги - "поза воина". Как утверждает известный мастер йоги Айенгар, всего одна минута пребывания в любой из поз воина (в йоге их несколько) тренирует сердечно-сосудистую систему не меньше, чем 30-минутная пробежка. Столбовое стояние делает тело гибким, тренирует ягодичные мышцы и мускулатуру ног, укрепляет поясницу, благотворно сказывается на работе внутренних органов, гармонизирует психику.
Грациозное Тай-цзи цюань, которое выполняется немножко динамичней, чем просто стоя, переводится с китайского как «великий предел». Само столбовое стояние, на востоке называют«стойкой безпредельности».
причём пытаясь утвердить это позицией проф.Осипова (хотя не трудно догадаться, как профессор откомментировал бы цитату). Но, опять-таки, если хотя бы поиском воспользоваться, то так "исихазм" сегодня видят "как есть" - проявлю ему (исихазму), и такому, уважение, т.к. со своей скромной стороны не стремлюсь быть исихастом, а хотя бы просто христианином.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #182 : 24 Август 2011, 06:46:56 »
Цитату он откоментировал хорошо.
"Отцы единогласно учили, что человек это не просто тело, но и душа, и это две формы существования. Отцы утверждают, что человек до грехопадения (до нынешнего состояния человека) обладал телом духовным, материальным, но духовным! "И что бы это уловить, надо вспомнить Евангелие, что бы его уловить, надо вспомнить факт Воскресения Христа - Христос проходил сквозь стены, появлялся неожиданно в пути, преломлял хлеб за столом и тут же исчезал,  говорил Фоме: «Дай твою руку, дай твой перст, Дух плоти и кости не имеет, которые Я имею», появившись неожиданно в закрытой комнате! . Для меня факт сопряженность.
Я вижу Родион выразил мое понимание, мне не надо повторяться, я думаю так же, по отношению к использованию тела. Это Храм.
Не стоит цепляться за исихазм, как единственно возможный способ жизни и развития. Есть наработки во времени других культур, и отбрасывать в сторону их глупо, и так не поступало православие. Вот разве православная традиция не уделяла тварному свету много места, потому как это тварный свет, но ЗНАЕТ она о нем много. Но меньше востока, так как они не зная Его возвели свой свет, на пьедестал. Но наша традиция знает этот свет, как свет который вдунул в человека Он. Множественность света. Он один, но в разных лицах. Возьмите Библию, посмотрите. И девушке (женщине) Серафиме скажу, что доказательства это она сама, ИСПЫТАЙТЕ писания, говорил Христос, проверь в себе. Но осторожно, одно дело когда ударит ток напрядением 110 Вольт, другое 110000 Вольт.
Есть еще одно правило отцов (Осипов) это никото человеку не авторитет, ни старцы, ни даже Бог, но познание в духе истины авторитет. То есть, сам по себе, Христос не авторитет, но познание в Его духе.
Сам человек определяется, сам живет.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #183 : 24 Август 2011, 09:48:36 »
Страдания вызывает божественная любовь, она и для грешников в аду является наказанием

Категорически на согласен с таким разворотом.  :-)
Если соль на рану (пусть такое сравнение) вызывает боль, то не повинна соль в боли, а повинна рана.
Не вызывает Любовь страдания. Грех их вызывает. И врачевание болезненно именно благодаря греху,
который эти раны нанес.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #184 : 24 Август 2011, 10:22:47 »
Простите, что вмешиваюсь в Ваш диалог. Но Родион приводит евангельскую цитату как убедительное доказательство. А мне  неясно, что каждый из нас понимает под этими словами Господа. Так ли все просто для нас в Его словах?
...

 В этих словах каждый увидит в свою меру что то. :-)
Но как минимум я полагаю что эта цитата покажет СергеиЧу что " так хочется инструкций. А их в реалии нет, и от этого страшно...." на самом деле не обосновано, и они есть и бояться нечего. Просто ищут их не там. Вернее там, где их нет. Или они вторичны. А о заповедях забывают как о незначительном. На самом же деле "Я есть Сущий" - то есть Жизнь, Бытие, и Отца никто никогда не видел, Сын явил. И кто видел Сына, видел и Отца, потому что видел эту самую Жизнь, Истину, а некоторые и Свет. Апостолы видели Отца как раз чувственными очами (и чувственными вернее сказать), потому то Господь и говорит "Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе". Удивляется - потому что просто все и явлено, но сложные конструкции и жесткие установки ума не дают рассмотреть простоты Бога. Который Жизнь и Путь. Вот и сложите два и два. В чем невероятная сложность заключена? А она в том - что отвязываться нет желания. Еще не попробовав - уже все сложно и не понятно. А тут торопиться не стоит. Господь есть Путь, Он есть Жизнь и Свет и Любовь. Путь есть Жизнь, Жизнь есть Свет и Любовь. В общем - кому как угодно. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #185 : 24 Август 2011, 15:11:57 »
Цитату он откоментировал хорошо.
Вы сами себе откомментировали (профессором и отцами :-)) цитату. Осипов не недоступен (после лекций на вопросы отвечает; может эл.почта…) и духовные священники и монахи доступны. А аргументы #182 (сами по себе) красивые.
Не стоит цепляться за исихазм,
Аминь и аминь, хочу быть просто христианином.
Это Храм.
Истина.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #186 : 24 Август 2011, 15:15:54 »
Аминь и аминь, хочу быть просто христианином.

А, простите, это как? Не понятно... Что значит просто христианин, и чем он отличается от "не просто" христианина. Что то не въеду в такую терминологию...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #187 : 24 Август 2011, 22:13:50 »
Цитата: Родион
Апостолы видели Отца как раз чувственными очами (и чувственными вернее сказать), потому то Господь и говорит "Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе". Удивляется - потому что просто все и явлено, но сложные конструкции и жесткие установки ума не дают рассмотреть простоты Бога. Который Жизнь и Путь. Вот и сложите два и два.

Вот и складываю. И уже у нас разные суммы получаются )
Апостолы видели Христа лишь чувственными очами, а духовными ну никак не могли. Поэтому ни Отца, ни Сына, не видели, и путей Господа не ведали. Отсюда вылезло и недоумение Фомы, и вопросы Филиппа. Потому и получили Христово вразумление.
Вот и в нашей жизни ситуация та же..."и не познал еси Мене, Филиппе".

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #188 : 24 Август 2011, 23:51:59 »
Аминь и аминь, хочу быть просто христианином.
А, простите, это как? Не понятно... Что значит просто христианин, и чем он отличается от "не просто" христианина. Что то не въеду в такую терминологию...
Что я Вам скажу-то? Не оставлять же без ответа, а то некрасиво поступлю…хоть вопрос и дичёк откровенный, но надо же как-то ответить. :|
Думаю, [кто хочет быть] «просто христианин» - [стремится быть] живущий по-христиански. А "что есть что", т.е. простые смыслы Бог открывает.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #189 : 25 Август 2011, 09:13:19 »
Цитата: Родион
Апостолы видели Отца как раз чувственными очами (и чувственными вернее сказать), потому то Господь и говорит "Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе". Удивляется - потому что просто все и явлено, но сложные конструкции и жесткие установки ума не дают рассмотреть простоты Бога. Который Жизнь и Путь. Вот и сложите два и два.

Вот и складываю. И уже у нас разные суммы получаются )
Апостолы видели Христа лишь чувственными очами, а духовными ну никак не могли. Поэтому ни Отца, ни Сына, не видели, и путей Господа не ведали. Отсюда вылезло и недоумение Фомы, и вопросы Филиппа. Потому и получили Христово вразумление.
Вот и в нашей жизни ситуация та же..."и не познал еси Мене, Филиппе".

Однако преображение они наблюдали врятли чувственными. Да и слова Господа "вам дано видеть тайны ..." думаю тоже не к чувственным очам относилось... Ну так - на вскидку и как минимум.
« Последнее редактирование: 25 Август 2011, 09:46:10 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #190 : 25 Август 2011, 14:11:59 »
Если продолжать тему страдания, то очень важно понять, откуда они берутся, хотя бы в теории, потому что "феория", то есть богословское созерцание, в данном случае очень важна и для практики

"Страдание-наслаждение" -- эта взаимодополняющая диада (очень важна и для востока, но) в православии имеет особый смысл. Наслаждение (всем тварным, самим по себе)  порождает страдание, так как возникающее при этом тление произволения присоединяется к наследуемому нами от природы тлению естества, усиливая его страдания. Но добровольное принятие страданий (в Боге и через Бога) приводит к нетлению произволения и в результате не только к избавлению от страданий, но даже и нетлению наследуемого нами от природы естества. В этом и заключается спасительный подвиг Искупителя, Который смертью (произволения) попрал смерть (естества). Но Он не имея Сам тления произволения, воспринял его (то есть наши грехи) полностью добровольно, по относительному усвоению. Святые же все (практически), имея тление произволения (так как никто не безгрешен), восприняли заслуженно как добровольные страдания, так и невольные. Но и последние им, умертвляющим собственное произволение, вменяются милостью Божией как добровольные, приводя, и те, и другие, к нетлению естества

В этом смысл страданий. Как добровольные, так и невольные (если сопровождаются нетлением в Боге произволения), они приводят к т. н. "огню нетления", нетлению естества, наступившему даже по природе бессмертию тела,  ценнее которого ничего нет после бессмертия по благодати души. Это бессмертие возводит святых в жизнь будущего века, еще при жизни -- на небо, так что смерть ничего в их состоянии не меняет, так как она тогда всего лишь расширение их местообитания за счет областей более лучших и пригодных для жизни

Поэтому святые так стремились к этому огню нетления, считая перенесение болезней с радостью лучшим средством для его приобретения, а оставление их болезнями -- наказанием от Бога

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #191 : 25 Август 2011, 16:23:23 »
 :-) Прошу простить. Не могу избавиться от ощущения что "читаю учебник". Как то уж больно заумно. Хотя и понятно.
 Есть нюанс. Произволение (оно же желание) наслаждения телесного (то есть временного и тленного) и есть тление произволения, которое порождает страдание (привязанность к тленному) при невозможности это желание наслаждения удовлетворить. По простому - старое доброе "желание есть корень страдания". При условии что наследуем мы далеко не жизнь, то есть смертны сами по себе, страдание усиливается тленностью плоти. Это тоже понятно.
 Телесное наслаждение можно получать не только от "вещей материальных", но и от "созерцаний и состояний духовных". Хватая где-то с поверхности и переживая эйфорию экстаз и т.п. и потому также получать "тление произволения" (прелесть и пр.) как привязанность к переживаниям.
 То есть мы получаем "концепцию страдания" как вещь неизбежную. Добровольно ли (аскеза) отказываясь от привязанностей, или находясь в зависимости - страдание будет естественным следствием не свободы.
 Но если нахождение в зависимости порождает порочный круг. То аскеза из этого круга помалу выводит. Это общее правило. И тут нет ничего военного. Но даже такое произволение не приведет "к т. н. "огню нетления"" ИМХО, потому как от аскезы это никак не зависит. Переход от смерти в жизнь происходит только посредством благодати Духа. И по милости Его.
 А переносить болезни с радостью - ну подумайте сами, это единственный разумный метод перенесения болезней. Другого просто нет. Если уж есть болезнь - то переносить ее придется. И если не с радостью - то ты сам себе враг. :-) За все благодарите. Пока живы. Это ж закон. Любой другой вариант - это уже ропот и богоборничество.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #192 : 25 Август 2011, 16:31:27 »
 Если это в самом себе рассматривать, то что такое произволение? Воля ? Или воля + желание?
   Господь желал низвести Огонь на землю... Я понимаю огонь желания(вожделение Бога) зажигает волю, приводя от желания к действию по достижению Желаемого и претворяя, при самоотречении, скорбь ветхого человека в радость нового( нетленного) при этом зарождающегося. Огонь требует топлива... пусть сгорают самолюбивые желания, а что потом там горит
  не представляю...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #193 : 25 Август 2011, 17:06:01 »
Переход от смерти в жизнь происходит только посредством благодати Духа. И по милости Его
 

Да, конечно, поэтому я и написал для краткости "в Боге и через Бога". Может, надо было изложить это поподробнее, но это я уже делал в других сообщениях, а в одном сообщении, все равно, всего не уместить

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #194 : 25 Август 2011, 17:13:16 »
Цитировать
прозелит
Апостолы видели Христа лишь чувственными очами, а духовными ну никак не могли.
Цитировать
Родион
Однако преображение они наблюдали врятли чувственными,
Тут уж целая тема, общими соображениями не отделаешься, т.е. "учебник писать" надобно - как апостолы видели Христа: у них были представления (традиция) о Христе (о Мессии по-пророчествам и ходящим в галилейских деревнях байкам), и была мистическая связь с Ним в Духе - всё это у них было...