да нет, Силуан никакой речи о аде "с бесами" не ведет... найду цитаты... он там сам пишет: "теперь горю в аду день и ночь, и бесы исчезли". А то, что это одно и то же делание с первых времен, это подробно расписывает Софроний в книге: от Антония - "все спасутся, а я погибну" - Макария, который "иссох от огня геенского" и прочих... Он там конкретно подчеркивает, что это дело всех отцов. Софроний настолько подробно расписывает делание, что нету сомнений в его опыте. В других произведениях он немного приплюсовывает к этому спуску в ад - некоторые более посторонние делания, как возненавидение себя, претерпение "адских" напраслин (как достойный того) и проч., от чего может показаться, что пишет о другом. А так вообще он правильно присовокупляет. И в письмах начинающим он преподает мысль об "аде" именно с внешнего подхода, какбы уже с самого начала подготовляя к будущему сугубо внутреннему деланию. Которое, как Александр выше обозначил, без опыта оставленности после вкушения большой благодати, трудно представимо. Сначала благодать приходит через молитвы, службы и проч., а потом, обильно посетивши, не совсем удаляется, но и перестает приходить через эти вещи, и вопль от неопределенности положения (конечно не таким, как при полной или почти полной оставленности) может быть очень сильным, но и тогда она не приходит, а лишь отдаленно зрится. Тогда единственный метод - смириться и осудить себя на вечную муку, не мыслью, а как-бы делом, оборотом в душе к прежнему опыту полного оставления, посчитать себя недостойным и того малого имеющегося ощущения благодати в душе. И тогда, вопреки самоосуждению, она сама приходит и периодами возводит в рай. Но стоит посчитать себя достойным рая, как она начнет уменьшаться. Об этом Софроний как раз говорит в других книгах - "не считай себя достойным видения, даже во время видения"