Исихазм

Автор Тема: Узкий путь, и насколько он узкий?  (Прочитано 33717 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #165 : 17 Июль 2011, 21:21:58 »
***ввиду отсутствия аналогов такого делания у др. отцов. ***

Появился прецедент. Теперь время за аналогами. Практика борьбы ведь развивается.

На самом деле, состояние богооставленности на какое-то время - почти рефрен монашеского делания. И прп.Силуан нисколько не оригинален. Особенность, пожалуй, в следующем: вкусивший благодать воспринимает ее отход как ад. Тот же, кто не вкусил, свой ад жизни порой почитает чуть ли не раем. Такому просто не знакомо схождение во ад души, потому что не было и восхождения во Свет.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #166 : 17 Июль 2011, 21:49:55 »
да нет, Силуан никакой речи о аде "с бесами" не ведет... найду цитаты... он там сам пишет: "теперь горю в аду день и ночь, и бесы исчезли". А то, что это одно и то же делание с первых времен, это подробно расписывает Софроний в книге: от Антония - "все спасутся, а я погибну" - Макария, который "иссох от огня геенского" и прочих... Он там конкретно подчеркивает, что это дело всех отцов. Софроний настолько подробно расписывает делание, что нету сомнений в его опыте. В других произведениях он немного приплюсовывает к этому спуску в ад - некоторые более посторонние делания, как возненавидение себя, претерпение "адских" напраслин (как достойный того) и проч., от чего может показаться, что пишет о другом. А так вообще он правильно присовокупляет. И в письмах начинающим он преподает мысль об "аде" именно с внешнего подхода, какбы уже с самого начала подготовляя к будущему сугубо внутреннему деланию. Которое, как Александр выше обозначил, без опыта оставленности после вкушения большой благодати, трудно представимо. Сначала благодать приходит через молитвы, службы и проч., а потом, обильно посетивши, не совсем удаляется, но и перестает приходить через эти вещи, и вопль от неопределенности положения (конечно не таким, как при полной или почти полной оставленности) может быть очень сильным, но и тогда она не приходит, а лишь отдаленно зрится. Тогда единственный метод - смириться и осудить себя на вечную муку, не мыслью, а как-бы делом, оборотом в душе к прежнему опыту полного оставления, посчитать себя недостойным и того малого имеющегося ощущения благодати в душе. И тогда, вопреки самоосуждению, она сама приходит и периодами возводит в рай. Но стоит посчитать себя достойным рая, как она начнет уменьшаться. Об этом Софроний как раз говорит в других книгах - "не считай себя достойным видения, даже во время видения"

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #167 : 17 Июль 2011, 22:22:32 »
Бесов точно не было...была просто тьма кромешная, бездна и в ней нечто огромное надвигающееся на тебя и леденящее душу...и стремящиеся тебя поглотить...возможно,  червь неусыпающий...  :-o то ощущение ужаса, сотрясавшее и душу и тело, осталось в памяти навсегда...хотя что это такое, на тот момент было абсолютно непонятно...а все непонятное, вместе со смущением и недоумением должно было быть излито в покаянной исповеди...:roll: вскоре же, в результате сильного внешнего искушения и цепочки воспоследовавших ему событий, были открыты труды о.Софрония, к тому моменту более двух лет тихо лежавшие на полке в книжном шкафу,  в ожидании своего часа...открыв их поняла, что весь смысл посланного искушения - привести к этим книгам...именно они были на тот момент хлебом насущным  для души...при прочтении некоторых мест в них (о внутреннем аде, о тьме кромешной и др.) внимание особым образом  акцентировалось на написанном и одновременно из памяти вызывался тот пережитый опыт, неразрывно связывая их, словно кто-то властно указывал своим перстом и пояснял таким вот неявным способом, вопрошая: ну, теперь то поняла, что это было?...и постепенно все как бы начало проясняться... 8-)
Добавлю еще ...когда это нечто из тьмы стало надвигаться и душа в отчаянии завопила: Господи, что это?!, то пришло осознание - гордыня твоя...  :-( произошло же все сие на молитве, когда вечером тянула сотницу... :roll:
После этого случая еще пару месяцев  мучило внутреннее осознание себя сосудом с кипящими нечистотами-страстями, рвущими на части и норовящими вышибить пробку и забрызгать все окрест...  :-o череда мучительных исповедей...постепенно кипение внутреннего ада поутихло...впрочем, я это уже здесь описывла ранее...кто читал, можно пропустить...  :-)
« Последнее редактирование: 17 Июль 2011, 22:55:40 от Gabriel »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #168 : 17 Июль 2011, 22:34:09 »
Бесы, страшные ночные страхования, чувство полного оставления (так казалось тогда) и вместе с тем страшные терзания страстями, внешние жуткие искушения - всё это было в первые года воцерковления, после умаления призывающей благодати и наличии грубейших страстей. Теперь, если что-то подобного плана начинает появляться - точно знаю, где-то возгордился, и особенно если вознёсся над ближним (часто над женой), поддался некоторым помыслам. Как только смиришься и от души покаешься - душевный мир возвращается и искушения проходят.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #169 : 17 Июль 2011, 23:22:05 »
А где у преп. Силуана видение Света прежде видения бесов. Я, конечно, читал его очень давно, но помню, что, по-моему, дело обстояло противоположным образом. Сначала видение (преждевременное) бесов, а потом сошествие благодати, когда он стал изнемогать от борьбы в одиночку.

Поэтому разговоры про оставление, действительно, бывающее у истинно подвизающихся,  здесь, имхо, не к месту. С новоначальными чаще бывает другое "оставление". Они думают, что видят "Свет" и, попадая  после этого в явную зависимость от бесов и мня себя древними отцами, принимают эту зависимость за "оставление благодати", обманывая себя и других и попадая тем самым в еще большую зависимость. Чаще это бывает с идущими своими, не традиционными путями

Этого у преп. Силуана (на данном этапе его аскетического пути) как раз и не было, поэтому разговор здесь надо вести, как я уже говорил о другом, о преждевременном видении демонических сил, в ответ на которое ему была явлена помощь свыше и даны те самые слова, которые мы обсуждаем: "держи ум свой во аде..."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #170 : 18 Июль 2011, 00:11:16 »
Вот в в соответствующей главе у архим.Софорония:

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Непонятное выражение. Что значит — держать ум во аде? Не значит ли это — воображать себе что-то подобное тем, нередко лубочным, картинам, которые рисует наивное человеческое воображение?.. В данном случае — нет. Отцу Силуану, как и некоторым великим Отцам, например, Антонию Великому, Сисою Великому, Макарию и Пимену Великим, и другим, дано было за время жизни реально переживать состояние адских мучений. Повторение этого состояния, в результате, глубоко отпечатлевается в их сердце, так что они по своей воле уже могут возобновлять его в душе своей, возвращаться к нему посредством соответствующего внутреннего движения Духа. И к этому деланию они прибегали, когда в душе их начинала так или иначе проявляться какая-либо страсть, и особенно самая глубокая и самая тонкая из них — гордость.
       Борьба с гордостью — последний этап борьбы со страстями. В первый период подвижник борется с грубыми плотскими страстями, затем с раздражительностью, и, наконец, с гордостью. Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная. Познав в долгом опыте своем, что гордость приводит к потере благодати, подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад, и адским огнем выжигает в себе действие всякой страсти.
       Старец замечал, что большинство людей, приближаясь к этим граням, малодушно ужасаются и не выдерживают. Вот почему Великий Сисой и говорил об этом вопросительно: «Кто может носить помысл Антония? Впрочем я знаю человека (это он сам — Сисой), который может носить его».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #171 : 18 Июль 2011, 00:20:07 »
Перед нападением бесов молитва уже вошла в сердце Силуана. Это означает, что он сначала получает укрепление, а затем следует нападение. И это классический вариант. О.Софроний пишет:

Так прошло немного времени, всего около трех недель, и однажды вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала сама совершаться там день и ночь, но тогда он еще не разумевал величия и редкости дара, полученного им от Божией Матери.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #172 : 18 Июль 2011, 00:41:00 »
       Борьба с гордостью — последний этап борьбы со страстями. В первый период подвижник борется с грубыми плотскими страстями, затем с раздражительностью, и, наконец, с гордостью. Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная.
Казалось, что если раздражительность имеет корни в сребролюбии, блуде и чревоугодии - то да, но если корень гнева в гордости, то борьба идёт как бы параллельно. И с гневом (раздражительностью) и с гордостью. Без борьбы с последней первую не победить. Ошибаюсь?

С новоначальными чаще бывает другое "оставление". Они думают, что видят "Свет" и, попадая  после этого в явную зависимость от бесов и мня себя древними отцами,
Не всегда так, может быть и без всяких видений.. В период начальной, призывающей благодати (даётся многим, по крайней мере сколько общался, почти все помнят её) человек очень сильно "возносится" над своим действительным состоянием, и потом, когда благодать отходит, он возвращается, и действительно начинается ад. Просто осознание этого не всегда приходит сразу, но то что душа смиряется - это точно.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #173 : 18 Июль 2011, 02:06:54 »
и потом, когда благодать отходит, он возвращается, и действительно начинается ад. Просто осознание этого не всегда приходит сразу, но то что душа смиряется - это точно.
ИМХО Когда ад начинается, то это весьма трудно не осознать сразу - тебе ведь не показывается картинка фильма ужасов, тебя самого рвет на части. А может и ошибаюсь и это не то ;)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #174 : 18 Июль 2011, 08:55:15 »
ИМХО Когда ад начинается, то это весьма трудно не осознать сразу - тебе ведь не показывается картинка фильма ужасов, тебя самого рвет на части. А может и ошибаюсь и это не то ;)
Может у всех по разному. :-) Но в первые года даже не понимал что такое страсть, ад, мучение, просто понимал что было очень плохо. И понимал, что теперь без Бога никуда.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #175 : 18 Июль 2011, 09:09:19 »
Силуан познал благодать в самом начале монашества, после раскаяния в мирском блуде... он увидел на иконе живого Спасителя и благодать всего его наполнила. Это вроде 9 месяц жизни на Афоне. Только потом она отошла и начались мучения: во-первых, от оставления, потом с бесами и т.п. Все это подробно описывается в книге. Евгений, заметно, что вы давно читали.. Что касается меня и новоначальных, то я долго, больше года, готовился ко крещению, и благодать меня очень ощутимо просветила в таинстве, такое состояние мне лишь изредка возвращалось. Т.е. хранить крещенскую благодать я еще не научился, хотя двигаюсь вперед. Ну а то, что она почти у всех запорота в ноль, как говорит Златоуст, моя ли вина...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #176 : 18 Июль 2011, 11:20:26 »
и потом, когда благодать отходит, он возвращается, и действительно начинается ад. Просто осознание этого не всегда приходит сразу, но то что душа смиряется - это точно.
ИМХО Когда ад начинается, то это весьма трудно не осознать сразу - тебе ведь не показывается картинка фильма ужасов, тебя самого рвет на части. А может и ошибаюсь и это не то ;)
как пишет Софроний, это метафизическая боль. Она начинается даже с малого умаления благодати, а про кажущемся полном оставлении - настоящий ад... Но его, как и благодать, не может понять невкусивший...

Кстати я так посмотрел, Евгений, вы очень неправильно начинаете сразу сравнивать видящих Свет с древними отцами... В то время как Господь в гимнах Симеона НБогослова слепых даже христианами не считает. Налицо отсутствие опыта,.. когда опыта нету, невозможно понимать предмет и обсуждать - лучше не говорить. Отсюда и непонимание опыта Силуана..ад с бесами и прочее. Перечитайте книгу лучше. О том же говорят многие жития, например, Евдокии, Марии египетской.. Свет - для всех православных, видеть его - естественное состояние христианина, как пишет Симеон, и это подчеркивает Софроний. Но в наше время наблюдается то же, что и во время Симеона - сплошной упадок и маловерие. Можете говорить, что я в прелести... Я однако четко знаю, что меня Господь просветил в таинстве Крещения.. Да у меня есть и более весомые аргументы.. я о них писал, думаю многие поняли меня. Повторяться не буду

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #177 : 18 Июль 2011, 11:35:00 »
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_24-all.shtml
Цитата: Часть вторая.
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА
V О БЛАГОДАТИ
ОДНИ ГРЕХИ принес я в монастырь, и не знаю за что Господь даровал мне, когда я был еще молодым послушником, столь много благодати Святого Духа, что и душа и тело были Полны благодатию, и благодать была, как у мучеников, и тело мое жаждало страдать за Христа.

Я не просил у Господа Духа Святого: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом.

О Душе Святый, мил Ты душе. Описать Тебя невозможно, но душа знает Твое пришествие, и Ты даешь мир уму и сладость сердцу.

Господь сказал: «Научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим». Это о Духе Святом говорит Господь: только в Духе Святом обретает душа совершенный покой.

Блаженны мы, православные христиане, потому что много нас любит Господь, и дарует нам благодать Святого Духа, и в Духе Святом дает нам видеть славу Свою.

Но чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #178 : 18 Июль 2011, 12:38:09 »
процитирую полностью, чтобы не было вопросов
про аналоги среди отцов - все отцы имели это делание
http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_13.htm
Цитата: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА

XI
«ДЕРЖИ УМ ТВОЙ ВО АДЕ, И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ»
«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Непонятное выражение. Что значит — держать ум во аде? Не значит ли это — воображать себе что-то подобное тем, нередко лубочным, картинам, которые рисует наивное человеческое воображение?.. В данном случае — нет. Отцу Силуану, как и некоторым великим Отцам, например, Антонию Великому, Сисою Великому, Макарию и Пимену Великим, и другим, дано было за время жизни реально переживать состояние адских мучений. Повторение этого состояния, в результате, глубоко отпечатлевается в их сердце, так что они по своей воле уже могут возобновлять его в душе своей, возвращаться к нему посредством соответствующего внутреннего движения Духа. И к этому деланию они прибегали, когда в душе их начинала так или иначе проявляться какая-либо страсть, и особенно самая глубокая и самая тонкая из них — гордость.

      Борьба с гордостью — последний этап борьбы со страстями. В первый период подвижник борется с грубыми плотскими страстями, затем с раздражительностью, и, наконец, с гордостью. Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная. Познав в долгом опыте своем, что гордость приводит к потере благодати, подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад, и адским огнем выжигает в себе действие всякой страсти.

      Старец замечал, что большинство людей, приближаясь к этим граням, малодушно ужасаются и не выдерживают. Вот почему Великий Сисой и говорил об этом вопросительно: «Кто может носить помысл Антония? Впрочем я знаю человека (это он сам — Сисой), который может носить его».

      Старец Силуан объяснял, что Сисой имел в виду тот помысл, которому научился Великий Антоний у Александрийского сапожника. Преподобный Антоний молился, чтобы Господь открыл ему, в какую меру он достиг. И было ему указание, что в меру Сапожника он не пришел. Придя к Сапожнику, Преподобный спросил его, как он живет. Тот отвечает, что треть заработка отдает он на храм, треть — нищим, остальное удерживает на свои нужды. Антония, который бросил все свое имение и жил в пустыне в большей, чем Сапожник, нищете, сие делание не удивило. Не в нем было его превосходство. Тогда он говорит Сапожнику: «Господь послал меня к тебе узнать, как ты живешь?» Смиренный Сапожник почитал Антония и, испугавшись такого слова, говорит: «Ничего я не делаю, а лишь работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: все спасутся, один я погибну».

      Антоний, Богом посланный научиться у Сапожника; Антоний, приготовленный к правильному восприятию услышанного им слова долгим и чрезвычайным подвигом, удивившим весь Египет, по дару Божьему почувствовал силу помысла Сапожника, и действительно понял, что в меру Сапожника не достиг. Возвратившись в пустыню, он стал учиться этому деланию.

      Великому Антонию, основателю восточного монашества, дана была вместе с разумением и сила носить этот помысл. Сему деланию он учил отшельников, способных принимать не молоко, а твердую пищу. От него это делание восприняли и другие великие Отцы пустыни, и, как бесценное сокровище, передали в наследство последующим векам. Делание это у каждого принимает свою словесную форму; так Пимен Великий говорил ученикам: «Поверьте, чада, где сатана, там и я буду»; но по существу оно сводится к тому же.

      Блаженный Старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к этому состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются, и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени поджигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится. «И не отчаивайся».

      Рассказ Старца прост, как просто было и слово Александрийского сапожника, как просто говорил Преподобный Сисой, или Преподобный Пимен и другие Отцы, но сила слова и глубина тайны делания сего неведомою останется для всякого, не имевшего подобного им опыта адских мучений, с одной стороны, и великих благодатных даров, с другой.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #179 : 18 Июль 2011, 12:49:49 »
раз посыпались мнения...
извиняюсь за большую цитату, чтобы не было недоумений
здесь Силуан сам описывает, в каком он аду - не с бесами - бесы исчезли и ум очистился
http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_35.htm
Цитата: Часть вторая
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА

XVI
О ДУХОВНОЙ ВОЙНЕ
Дважды я был в прелести. Первый раз, в самом начале, по неопытности, когда я был молодым послушником, и тогда Господь скоро помиловал меня. Второй раз уже от гордости, и тогда долго я помучился, прежде чем Господь исцелил меня за молитвы духовника. Случилось это после того, как я принял некое видение. Четырем духовным мужам я открыл об этом видении, и ни один из них не сказал мне, что оно от врага, однако, прелесть тщеславия борола меня. Но потом я и сам понял свою ошибку, потому что снова стали мне являться бесы не только ночью, но и днем. Душа их видит, но не боится, потому что я чувствовал с собою и милость Божию. И так много лет страдал я от них; и если бы Господь не дал мне познать Себя Духом Святым, и если бы не помощь Пресвятой и благой Владычицы, то отчаялся бы я в своем спасении, но теперь крепко надеется душа моя на милосердие Божие, хотя по делам моим я достоин мучений и на земле и во аде.

       Долго я не мог разобраться, что со мною. Думаю: людей я не осуждаю; плохих помыслов не принимаю; послушание делаю исправно; в пище воздерживаюсь; молюсь непрестанно; почему же бесы повадились ко мне? Вижу, что я в ошибке, но не могу догадаться, почему? Молюсь, они отойдут на время, а потом снова приходят. И долго душа моя была в этой борьбе. Говорил об этом нескольким старцам; они молчали; и был я в недоумении.

       И вот однажды сижу я в келлии ночью, и бесы нашли ко мне полная келлия. Молюсь усердно, — Господь отгонит их, но они снова приходят. Тогда встал я, чтобы сделать поклоны иконам, а бесы вокруг меня, и один впереди, так что я не могу сделать поклона иконам, а получилось бы, что я ему кланяюсь. Тогда я снова сел и говорю:

       «Господи, Ты видишь, что я хочу Тебе молиться чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что должен я делать, чтобы отошли они от меня?»

       И был мне ответ от Господа в душе:

       «Горделивые всегда так страдают от бесов».

       Я говорю: «Господи, Ты Милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?»

       И отвечает мне Господь в душе:

       «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».

* * *

       О, милосердие Божие. Я мерзость пред Богом и людьми, а Господь так любит меня, и вразумляет меня, и исцеляет меня, и Сам учит душу мою смирению и любви, терпению и послушанию, и все милости Свои излил на меня.

       С тех пор я держу ум свой во аде, и горю в мрачном огне, и скучаю о Господе, и слезно ищу Его и говорю:

       «Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу ада, и один я буду гореть там, и тосковать о Господе, и плакать: «Где мой Господь, Которого знает душа моя».

       И великую пользу получил я от этой мысли: ум мой очистился и душа обрела покой.


* * *

       Чудное дело: Господь мне велел держать ум свой во аде, и не отчаиваться. Так близок Он к нам: «Се Аз с вами до скончания века», и еще «Призови Мя в день скорби твоей, и изму тя, и прославиши Мя» (Мф. 28, 20; Пс. 49,15).

       Когда Господь коснется души, то она вся становится новою, но это понятно лишь тем, кто познал на опыте, ибо без Духа Святого нельзя познать небесное, и Дух сей дан на землю от Господа.

       Кто опишет радость знать Господа и ненасытно стремиться к Нему день и ночь? О, как блаженны и счастливы мы христиане. Нет ничего дороже, как знать Бога; и нет ничего худшего, как не знать Его. Но и тот блажен, кто хотя и не знает, но верует.

* * *

       Я стал делать, как научил меня Господь, и усладилась душа моя покоем в Боге, и теперь день и ночь прошу я у Бога Христова смирения. О, это Христово смирение. Я знаю его, хотя стяжать не могу. Я знаю его от благодати Божией, но описать не умею. Я ищу его, как драгоценный, светлый бисер. Оно приятно для души и слаже всего мира. Я опытом познал его. И вы не удивляйтесь этому. Дух Святой на земле живет в нас, и Он нас просвещает. Он дает нам познать Бога. Он дает нам любить Господа. Он дает нам мыслить о Боге. Он дает нам дар слова. Он дает нам славословить Господа. Он дает нам радость и веселие.

       Дух Святой дает нам силы вести брань с врагами и побеждать их.