Можете говорить, что я в прелести... Я однако четко знаю, что меня Господь просветил в таинстве Крещения.. Да у меня есть и более весомые аргументы.. я о них писал, думаю многие поняли меня. Повторяться не буду
Elm, а почему Вы решили, что моя тирада относительно "новоначальных" обращена именно к Вам? Ответ Вы, возможно, найдете в подписи под своим сообщением.
Подобные выпады "в воздух", т. е. обращенные неизвестно к кому, это стандартная (само)проверка собеседников (не Вас лично, а всех участвующих в разговоре) на способность держать удар. Ведь красиво (или не очень красиво, но много) говорить могут многие, а держать удар могут не все. Это, как правило, небольшая, но объективная (само)проверка на то, кто чего достиг на деле, а не на словах (небольшая потому, что все проверить, конечно, таких способом невозможно, но хотя бы что-нибудь)
Проверять тут (по реакции собеседника на выпад) должны не только окружающие, но прежде всего каждый сам себя. Нормальная реакция на него, на мой взгляд, следующая. Немедленно возникающий при прочтении этого прилог демонических сил (ах, меня обидели, унизили, оскорбили, сказали обо мне неправду и пр.) должен скользить по поверхности сердца, как рябь по поверхности моря, нисколько не задевая его глубины, то есть не вызывая к себе не только никакого сочувствия (в виде какой-нибудь сердечной скорби), но скорее веселие и радость от продолжающейся, не смотря на рябь помыслов на поверхности, безмятежности этой глубины, потому как заповедано в ответ на это ( в заповедях блаженства) "радуйтеся и веселитеся". Если все так происходит объективно, на деле, а не в результате какой-нибудь борьбы, самовнушения, то проверка пройдена, чтобы там ни бы сказано (казалось бы) в ваш адрес, правда или неправда, оскорбление или похвала и пр. Если нет, то необходима усиленная работа над собой в этом направлении и, прежде всего, объективное осознание того состояния, в котором ты в данный момент находишься, для чего эта проверка и предназначена
Вот посмотрите как это происходит на форуме. Александр делает свой выпад (в сообщении 165) относительно "не испытавших оставления и не вкусивших благодати" куда-то "в воздух", то есть не направленный (явным образом) в чью-либо сторону. Это замечательный повод для самопроверки, благодаря которому я обнаруживаю в себе именно такую реакцию, как описано выше, и слава Богу. Значит, в данный момент (но так может быть не всегда, надо быть постоянно начеку) я держу удар, иначе срочно пришлось бы принимать какие-то меры для исправления этой ситуации
С другой стороны Александр никак (явным образом) не отреагировал на мой выпад относительно "новоначальных", то есть не принял его так, будто бы он относится к нему самому, и слава Богу. Я не знаю, чем он там у себя занимается (и мне это не очень интересно), но, по крайней мере, удар он держит, и это уже плюс в его сторону. Так осуществляется элементарная (само)проверка друг друга на форуме. Пусть каждый извлекает из этого выводы, а главное -- пользу. Тогда и обсуждения наши, помимо прочего, будут конструктивнее и менее наполненными эмоциями, а больше реальным содержанием
Но чтобы уж совсем не уходить от темы, я расскажу, чем, на мой взгляд, отличается описанная выше (правильная) реакция на помыслы от того, имхо, (еще) более высокого, делания, которое о. Силуан назвал "держать свой ум во аде". Потому что о. Софроний дает ему одновременно слишком много (иногда взаимоисключающих) объяснений и тем еще более запутывает ситуацию.
Когда помысел скользит по поверхности сердца, не затрагивая его, это замечательно. Но еще лучше, когда он, не имеющий к тебе никакого отношения (как не имеющий сродного себе в глубине сердца), принимается как имеющий. Это называется (прошу прощения за несколько богословский язык, но он в данном случае имеет прямое отношение к аскетике) относительное усвоение помысла. Так Спаситель усвоил наши неукоризненные страсти абсолютным усвоением, а наши укоризненные страсти, в том числе и такого рода помыслы, относительным усвоением, как будто они относятся к Нему Самому, хотя в реальности, конечно же, они не имели и не могли иметь к Нему никакого отношения. Таким образом Он взял все грехи мира на себя, не имеющий никакого отношения к греху. Сошел во ад не имеющий на Себе никакой вины
Так и подвижник в этом делании берет на себя помыслы, не имеющие к нему никакого отношения (для этого надо иметь сердце полностью очищенное от страстей) как имеющие. Сходит в ад не имеющий на себе никакой вины и т. д. Иначе говоря, повторяет и воспроизводит в себе искупительный подвиг Спасителя. Дело очень высокое и доступное, наверняка, только единицам. Преп. Силуан был к нему предназначен с самого начала, отсюда явная борьба с демоническими силами даже при отсутствии (пока еще) укрепляющей его благодати