"Победитель-исихаст" должен досконально понимать, что должен [и имеет право] победить прямо сейчас, не дожидаясь "финального свистка".
Победа молитвенника заключена в стяжании Духа Свята в таком количестве [по прп. Серафиму], чтобы, по крайней мере, встретить смерть физ. тела без страха, а с уверенностью в долгожданном соединении со Господом.
Согласен с каждым Вашим словом. Но обычно, в таких разговорах, говорится как то огульно, сразу о всём человечестве, т.е. "не давая" им ни малейшего шанса на спасение.
Предположение: подвижник, при большой тяжести своего пути, проецирует эту тяжесть на всех остальных. Но при этом ему не даётся (что бы не возносился) вИдение того, что он на пути не к спасению, а к совершенству, и он принимает эту тяжесть как тяжесть "просто" спасения. И отсюда "жёсткие" слова даже у многих Святых по этому поводу.
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.» Мф. 19:16-26 - это спасение, и для многих это
очень узкий путь, даже без углубления в эти заповеди.
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» Мф. 19:12-26 - это уже совершенство.
Как надо было перевернуть всё с ног на голову, чтобы восхитительный дар Господень - Жизнь воспринимать наказанием и трагедией? Только лишь из одной благодарности Ему за возможность быть живым и чувствующим стоит искать и находить Его.
Если инвалид с детства, нищета, смех, побои и упрёки, потом рак 4 стадии в 15 лет... я хорошо понимаю Надежду.
Но конечно же, это всё так если нет Христа и Вечности. И нет понимания Любви Божией, глубины нашего падения, и смысла нашего спасения.