Исихазм

Автор Тема: Узкий путь, и насколько он узкий?  (Прочитано 33752 раз)

Анна-Мария

  • Гость
Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #15 : 12 Июнь 2011, 22:30:19 »
Ну, это - перебор!

Согласна, погорячилась немного! :-) Но вообще то я о смысловой нагрузке Вашего поста изначально писала… Вы говорите о Любви (вершине пути) почему то употребляя лексику из начальной стадии познания. Нет, я не предлагаю закрывать глаза на страх. Просто предлагаю отвести ему в нашем сознании должное место. Ведь то, о чем Вы пишете: «чтобы, по крайней мере, встретить смерть физического тела без страха» - это и означает – встретиться с Любовью.

И, по сути, это и есть тот самый узкий путь - путь от страха к Любви:

«Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.» Преподобный Максим Исповедник

Мне понравился Ваш Ответ #11 в этой теме.

Он говорит как раз о том, что мы не можем знать, что происходит в сердце другого человека, а по большому счету важно только это, а не то, каким путем идет человек, и  не хотелось бы сгоряча лишать остальное человечество Царства Небесного ни сейчас, ни потом…

С Праздником! :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #16 : 12 Июнь 2011, 22:46:33 »
...не хотелось бы сгоряча лишать остальное человечество Царства Небесного ни сейчас, ни потом…
Кто из нас может такое сделать? :-o


Халва!!!!!!!!!Халва!!!!!!!!!!!!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #17 : 12 Июнь 2011, 22:47:49 »
Ответ на вопрос: насколько узкий путь? - очень узкий, без стяжания и хранения благодати дорога прямо в ад, неважно просто хранил ли заповеди или стремился к совершенству. Мытарства никак не пройти, если благодать крещения запорота в 0. Как Лествичник делает акцент: "ведь даже уже возлежавший на вечери был выброшен вон, за неимением брачной одежды" - "елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Поэтому чего тут рассуждать и осуждать всех в ад, когда практика показывает, что с трудом хранится крещенский залог будущих благ, чаще даже толком не осознается, поскольку забыт вовсе. Не переходя на личности, логически следует вывод, который Господь обозначил в евангелии: "широк путь вводяй в пагубу, и МНОГИЕ идут им"

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #18 : 12 Июнь 2011, 22:59:54 »
...чего тут рассуждать и осуждать всех в ад...
Когда уже своим фактом рождения во гресех, каждый из нас заведомо осуждён туда.

...логически следует вывод, который Господь обозначил в евангелии: "широк путь вводяй в пагубу, и МНОГИЕ идут им"
И тем более глупо с этим спорить и уверять себя и других, что всё замечательно, и "добренькие" [а также белые и пушистые] тоже унаследуют Царство.
Боженька добрый, Он всех спасёт! [А Лёнька, злыдень, всех в ад запихивает! :-D]
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #19 : 13 Июнь 2011, 00:05:07 »
Господь обозначил в евангелии: "широк путь вводяй в пагубу, и МНОГИЕ идут им"

Я это для себя понимаю как следование не торным путём, а своим собственным. Верующих в того или иного бога больше, чем индивидуалистов (статистики у меня нет, но она и так очевидна). С этой цитатой напрямую перекликается другая цитата из Библии: "много званных, да мало избранных". Когда подумаешь, какой отсев может быть из огромнейшего числа званных - всех верующих (разных конфессий) в пользу малого количества избранных, то как-то становится не по себе. Поневоле напрашивается вывод: а так ли нужно непременно придерживаться именно широкого пути, предполагающего пагубу, или остаться при своём и уповать на Бога, который сам рассудит?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #20 : 13 Июнь 2011, 01:19:02 »
Поневоле напрашивается вывод: а так ли нужно непременно придерживаться именно широкого пути, предполагающего пагубу, или остаться при своём и уповать на Бога, который сам рассудит?
Можно, конечно, остаться и при своём, но тщательно измерить его ширину не помешает [чтобы не оказался он ненароком гораздо шире широкого :-D].

Упование на Бога работает только в случае полной сдачи всех своих идей, надежд, иллюзий и проч. А в противном случае будет как у фарисеев... можно оказаться всего лишь приукрашенным гробом, а Господь при финальной разборке скажет: "Отойдите, не знаю вас..."
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #21 : 13 Июнь 2011, 10:50:01 »
Между тем встреча со Христом - это всегда тайна, причем у каждого эта тайна - своя.
А если в самом простом и прямом смысле - разве смерть отсекает возможность человека (его души) встретить (уже зная, что есть Вечность и Бог) и покаяться?
Мытарства никак не пройти, если благодать крещения запорота в 0.
Т.е. отсюда вывод: некрещённые в земной жизни однозначно не спасутся, из крещённых примерно 2%, т.е. те, кто сейчас "отправляет свои религиозные потребности".
Предлагаю посчитать навскидку количество людей живших до Христа, живших после Христа но не имевших благовествования Христова, и людей, которые подходили к христианам, и увидели в них только сатану, но никак не Бога, и вследствии этого ушли, желая "иметь Бога в душе". Т.е. всех тех, кто в таких рассуждениях одназначно идут в ад.
Когда прикидывал - становилось дурновато.

Боженька добрый, Он всех спасёт!
А разве нет? Разве Господь не Человеколюбец, не Милосерд и не постарается всех спасти?
Исаака Сирина «Что есть сердце милующее? — Сердце милующее есть горение сердца о всей твари. От великой жалости и от великого страдания сжимается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому о бессловесных и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью».
"У милующего, горит сердце о всем творении - о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу. "
А ведь это только человек, уподобившийся Богу. Насколько же выше Бог в своих проявлениях и "чувствах" к людям.
«Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.» Лук. 11:8-13
И ведь действительно, трудно представить более-менее нормального родителя, который бы не сделал для своего ребёнка всё, что бы он был благополучен. Насколько же выше и глубже любовь Бога к своему творению.

Есть ещё несколько моментов, которые вносят "сумятицу" в понимании этого вопроса:
1. Господь, для спасения человека, применяет все методы, как бы метод "кнута и пряника". Конечно, это не означает отсутствие мучительной Вечности, но и не означает желания Бога оставить только самых - самых. Плюс - мешает наше устроение, когда нам всё прощают и мы уверены в любви к нам, то "раз так, ударимся во все тяжкие - Бог простит", т.е. распускаемся и расслабляемся. Поэтому часто нужна строгость для нас. Этот принцип есть у Святых Отцов: когда наступает ликование - смири себя памятью своих прегрешений, когда уныние - возбуди упование на любовь Бога к нам.
2. Скорее всего, человек будет сам себе выбирать место в Вечности. Господь только утвердит этот выбор. Но это будет нелицеприятный выбор человека, по совести. Тогда погибнуть может только тот, кто даже увидя свою ничтожность, и любовь Бога не сможет сказать - Господи, помилуй! (что согласен - очень трудно),  что бы Господь вернул сыновье достояние, и брачную одежду.
3. Слово "спасение" имеет столько же смыслов, сколько обителей в доме Отца нашего. Вероятно, где то есть граница, когда спасением называется улучшение безБожной, мучительной участи от положенной по совести, и когда спасение - это возрастание в любви ко Христу, приближение к Нему насколько возможно, или точнее - насколько обожился человек. Например для наркомана, алкоголика, курильщика, блудника отстать от этих привычек - это уже спасение, и такой узкий путь, что дальше некуда. А для среднего подвижника спасение - (к примеру) это умение молитвой (памятью Божией) отбить страстный помысел и стяжание Благодати. А сколько между этими двумя "спасениями" в промежутке состояний? Несметное множество. А если взять высшии смыслы спасения?
Но в любом случае, для человека, шагнувшего на ступень выше, предыдущие ступени будут уже адом.

А что бы не абстрактно говорить, можно даже устроить тест - кто и что считает узким путём?  Уверен, у всех он будет крайне сильно отличаться. Например, для меня некоторые из вёшек этого пути - пост, обязательные  молитвенные правила (не считая стремления к непрестанной молитве круглосуточно), Богослужения, чтение и по мере сил послушание Святым Отцам, их советам, внимание к себе, к своему уму, принуждение к молитве  и т.д., а для многих частично или полностью это не так, но они считают что-то другое за узкий путь.
А каждый из форумчан,  что Вы считаете узким путём?
« Последнее редактирование: 13 Июнь 2011, 11:02:52 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #22 : 13 Июнь 2011, 11:07:28 »
Между тем встреча со Христом - это всегда тайна, причем у каждого эта тайна - своя.
А если в самом простом и прямом смысле - разве смерть отсекает возможность человека (его души) встретить (уже зная, что есть Вечность и Бог) и покаяться?

Владимир, по этому вопросу существуют две взаимоисключающие точки зрения. А ответа (здесь и сейчас) все равно не будет. Просто потому что его никто не знает.
Но нам оставлена великая возможность: молиться за умерших. Когда каждый день и утром, и вечером поминаешь тех, кого уже нет - и православных и неправославных, и крещеных и некрещеных, и веровавших и неверовавших, и покаявшихся и нераскаянных,  когда этим каждодневным поминовением сродняешься с ними, чей список все растет и растет, то просто невозможно примириться с мыслью, что твоя молитва уходит в пустоту или упирается в холодную стену: "Нет им спасения".
Если есть возможность для такой молитвы человеку, значит... все возможно Богу

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #23 : 13 Июнь 2011, 11:15:03 »
то просто невозможно примириться с мыслью, что твоя молитва уходит в пустоту или упирается в холодную стену: "Нет им спасения".
Если есть возможность для такой молитвы человеку, значит... все возможно Богу
+1000
"Если пришёл помысел помолится об усопшем, значит Господь хочет его спасти". И примеров, когда по молитвам Святых спасались даже самоубийцы, много. Т.е. есть великая надежда (иногда даже уверенность) на спасение многих, т.к. любовь Божия несравненно выше любви молящихся людей, даже Святых.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Анна-Мария

  • Гость
Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #24 : 13 Июнь 2011, 12:06:09 »
...логически следует вывод, который Господь обозначил в евангелии: "широк путь вводяй в пагубу, и МНОГИЕ идут им"

А каждый из форумчан,  что Вы считаете узким путём?

Как учит православное богословие, человек состоит из духа, души и тела.

Тело (кожаные ризы или индивидуальность) - это изначальный механизм, в котором попадает на землю наш Дух в виде зернышка. Тело – это своеобразная защита для Духа.

Ведь как если без очищения (покаяния) душа человека попадет  в Божественный мир и рискует там быть ослепленной ярким Светом и Огнем этого мира, так же и спуск частички Духа на землю без защитной оболочки может быть чреват тем, что это зернышко будет раздавлено более плотной и темной энергией (материей) дольнего мира.

Наш мир находится во зле и наши тела, рождаясь в этом мире, становятся подвержены этому злу (тлению) и приобретают качества самости.

Получается, что самость – это и есть тот защитный механизм, но получивший гипер- развитие по причине направленности на него чрезмерного (более того, чем необходимо для жизни в теле) внимания и любви той частички Света в нас, что зовется душой или иначе «оком души» - нашего Ума. Ума, призванного быть соединенным с Сердцем и с Богом… И по этой же причине человек всё дальше и дальше отдаляется от Источника и от своего предназначения…

Почему нельзя забывать о синергии? Человек – Бог. Сораспятие, Сотрудничество, Сотворчество. Что же мы так жаждем стяжать и стяжаем на самом деле? В первую очередь человек стяжает Свою же Чистую и Бессмертную Душу, в соединении с которой получает несказанную Благодать, Мир и Любовь уже в этой жизни. Ту Душу, которая вечно пребывает с Богом и в Боге.

«Широк путь» - это и есть путь нашей самости – путь любви не к Богу, Создателю, а к своему телу, подверженному тлению… Он широк, потому что у тела есть 5 органов чувств, которые часто загружены так, что человек просто перестает слышать Себя Истинного, свою Совесть и свое Сердце. Широк также и потому, что вместо одной дороги Безмолвия Ума мы идем как минимум двумя – бесконечным диалогом мышления.

А «Узок путь» - это путь Ума, Сердца и Воли в своем Единстве всецело к Богу! Этот путь возможен через Сораспятие нашей самости Христу! Это к Нему, нашему Спасителю мы обращаемся в молитве о помощи! И это в Нем происходит такое долгожданное Единение нашей воли с волей Отца!

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #25 : 13 Июнь 2011, 12:38:30 »
Можно, конечно, остаться и при своём, но тщательно измерить его ширину не помешает [чтобы не оказался он ненароком гораздо шире широкого :-D].
Путь настолько "узок", что вмещает всё-привсё в одном ма-а-а-аленьком человеке. :-D

Я в сердцевине мира утвержден.
Я сам своя опора и закон.

И, перед всеми преклонясь в мольбе,
Пою хвалы и гимны сам себе.

(Ибн аль-Фарид)


Упование на Бога работает только в случае полной сдачи всех своих идей, надежд, иллюзий и проч. А в противном случае будет как у фарисеев... можно оказаться всего лишь приукрашенным гробом, а Господь при финальной разборке скажет: "Отойдите, не знаю вас..."
Не скажет: Он любит любящих Его, и надеется на нас так же, как и мы надеемся на Него.
« Последнее редактирование: 13 Июнь 2011, 12:58:59 от Надежда »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #26 : 13 Июнь 2011, 16:43:01 »
Между тем встреча со Христом - это всегда тайна, причем у каждого эта тайна - своя.
А если в самом простом и прямом смысле - разве смерть отсекает возможность человека (его души) встретить (уже зная, что есть Вечность и Бог) и покаяться?
Мытарства никак не пройти, если благодать крещения запорота в 0.
Т.е. отсюда вывод: некрещённые в земной жизни однозначно не спасутся, из крещённых примерно 2%, т.е. те, кто сейчас "отправляет свои религиозные потребности".
Предлагаю посчитать навскидку количество людей живших до Христа, живших после Христа но не имевших благовествования Христова, и людей, которые подходили к христианам, и увидели в них только сатану, но никак не Бога, и вследствии этого ушли, желая "иметь Бога в душе". Т.е. всех тех, кто в таких рассуждениях одназначно идут в ад.
Когда прикидывал - становилось дурновато.
Боженька добрый, Он всех спасёт!
А разве нет?
Конечно не всех. Да, отсутствие благодати означает сход в ад, как у всех святых до креста, точнее это и есть пребывание в аду. Кто будет помилован при пришествии Божием не известно. Павел писал, что не знавшие евангелия будут судимы по совести. И отцы все пишут, что по смерти покаяния не найти... Но на общем суде по воскресении "всяко колено поклонится" Спасителю, видимо, тогда каждый познает истину точно, и с доброй совестью будут помилованы. Это что касается личной встречи со Христом. Ну а пока Господь не придет - ад. Не думаю, что Бог даже через посланников изменит общий порядок, низойдет и выдернет из ада кого-нибудь прежде схождения ко всей твари. Другое дело - молитвы, которые вменяются в покаяние усопших. Но это только если усопший сам хотел серьзно и по полной покаяться, а не так себе, но не успел по разным причинам. Нераскаянным ничего не поможет. Вы упомянули о спасении самоубийц, можно поподбробнее? Я помню примеры воскрешения самоубийц по дьявольскому навету, но не спасения их душ. Зато отчетливо помню, как Пахомий Великий запретил поминать монахиню-самоубийцу, хотя та была доброй жизни, а вину между тем возложил на сестер, которые ее не уберегли - на год запретил литургисаться. Вот такое милосердие было у Пахомия...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #27 : 13 Июнь 2011, 16:46:54 »
Когда прикидывал - становилось дурновато.
Вот Вам и превосходный стимул идти узким путем.  8-)

Анна-Мария

  • Гость
Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #28 : 13 Июнь 2011, 16:52:11 »
Когда прикидывал - становилось дурновато.
Вот Вам и превосходный стимул идти узким путем.  8-)
Это искусственный стимул, не настоящий. Зачем прибегать к таким мерам, если есть стимул Истинный?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #29 : 13 Июнь 2011, 16:53:18 »
Т.е. всех тех, кто в таких рассуждениях одназначно идут в ад.
прошу заметить кстати, что ад и геенна - вещи разные. Поэтому тут важно различать, что будет до и после Суда: "и смерть и ад ввержена быста в озеро огненное. И се есть вторая смерть. И иже НЕ ОБРЕТЕСЯ В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ написан, ввержен будет в озеро огненное" Апок.20. Тут ясно сказано, что надо успеть записаться в книгу жизни. А кто туда записан мы знаем из евангелий - далеко не все.

Упование на Бога работает только в случае полной сдачи всех своих идей, надежд, иллюзий и проч. А в противном случае будет как у фарисеев... можно оказаться всего лишь приукрашенным гробом, а Господь при финальной разборке скажет: "Отойдите, не знаю вас..."
Не скажет: Он любит любящих Его, и надеется на нас так же, как и мы надеемся на Него.
Кстати эти слова: "отойдите от меня, никогда не знал вас" Господь говорит к чудотворцам и пророчествовавшим в его имя.. тут особенно страшно становится за свою душу