Между тем встреча со Христом - это всегда тайна, причем у каждого эта тайна - своя.
А если в самом простом и прямом смысле - разве смерть отсекает возможность человека (его души) встретить (уже зная, что есть Вечность и Бог) и покаяться?
Мытарства никак не пройти, если благодать крещения запорота в 0.
Т.е. отсюда вывод: некрещённые в земной жизни однозначно не спасутся, из крещённых примерно 2%, т.е. те, кто сейчас "отправляет свои религиозные потребности".
Предлагаю посчитать навскидку количество людей живших до Христа, живших после Христа но не имевших благовествования Христова, и людей, которые подходили к христианам, и увидели в них только сатану, но никак не Бога, и вследствии этого ушли, желая "иметь Бога в душе". Т.е. всех тех, кто в таких рассуждениях одназначно идут в ад.
Когда прикидывал - становилось дурновато.
Боженька добрый, Он всех спасёт!
А разве нет? Разве Господь не Человеколюбец, не Милосерд и не постарается всех спасти?
Исаака Сирина «Что есть сердце милующее? — Сердце милующее есть горение сердца о всей твари. От великой жалости и от великого страдания сжимается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А потому о бессловесных и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью».
"У милующего, горит сердце о всем творении - о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу. "
А ведь это только человек, уподобившийся Богу. Насколько же выше Бог в своих проявлениях и "чувствах" к людям.
«Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.» Лук. 11:8-13
И ведь действительно, трудно представить более-менее нормального родителя, который бы не сделал для своего ребёнка всё, что бы он был благополучен. Насколько же выше и глубже любовь Бога к своему творению.
Есть ещё несколько моментов, которые вносят "сумятицу" в понимании этого вопроса:
1. Господь, для спасения человека, применяет все методы, как бы метод "кнута и пряника". Конечно, это не означает отсутствие мучительной Вечности, но и не означает желания Бога оставить только самых - самых. Плюс - мешает наше устроение, когда нам всё прощают и мы уверены в любви к нам, то "раз так, ударимся во все тяжкие - Бог простит", т.е. распускаемся и расслабляемся. Поэтому часто нужна строгость для нас. Этот принцип есть у Святых Отцов: когда наступает ликование - смири себя памятью своих прегрешений, когда уныние - возбуди упование на любовь Бога к нам.
2. Скорее всего, человек будет сам себе выбирать место в Вечности. Господь только утвердит этот выбор. Но это будет нелицеприятный выбор человека,
по совести. Тогда погибнуть может только тот, кто даже увидя свою ничтожность, и любовь Бога не сможет сказать - Господи, помилуй! (что согласен - очень трудно), что бы Господь вернул сыновье достояние, и брачную одежду.
3. Слово "спасение" имеет столько же смыслов, сколько обителей в доме Отца нашего. Вероятно, где то есть граница, когда спасением называется улучшение безБожной, мучительной участи от положенной по совести, и когда спасение - это возрастание в любви ко Христу, приближение к Нему насколько возможно, или точнее - насколько обожился человек. Например для наркомана, алкоголика, курильщика, блудника отстать от этих привычек - это уже спасение, и такой узкий путь, что дальше некуда. А для среднего подвижника спасение - (к примеру) это умение молитвой (памятью Божией) отбить страстный помысел и стяжание Благодати. А сколько между этими двумя "спасениями" в промежутке состояний? Несметное множество. А если взять высшии смыслы спасения?
Но в любом случае, для человека, шагнувшего на ступень выше, предыдущие ступени будут уже адом. А что бы не абстрактно говорить, можно даже устроить тест - кто и что считает узким путём? Уверен, у всех он будет крайне сильно отличаться. Например, для меня некоторые из вёшек этого пути - пост, обязательные молитвенные правила (не считая стремления к непрестанной молитве круглосуточно), Богослужения, чтение и по мере сил послушание Святым Отцам, их советам, внимание к себе, к своему уму, принуждение к молитве и т.д., а для многих частично или полностью это не так, но они считают что-то другое за узкий путь.
А каждый из форумчан, что Вы считаете узким путём?