прошу заметить кстати, что ад и геенна - вещи разные. Поэтому тут важно различать, что будет до и после Суда: "и смерть и ад ввержена быста в озеро огненное.
Раз уже упомянулись эти вещи, то и здесь больше надежды на спасение многих людей, чем страха. Давайте адом будем называть конечное состояние, после Страшного Суда, а гееной - промежуток между смертью и Страшным Судом.
И вот что имеем: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.XI. Кн.2. Толкование на послание к Филлимону. Беседа 3 "Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он - благ".
Человек, попадая туда (вот здесь можно согласиться, что не очень многие смогут избежать её) уже знает что есть Вечность и Бог, уже увидел себя в своих оголённых страстях, уже почувствовал их мерзость, смрад, и мучения души, производимые ими. В это время нет покаяния, хотя ещё не нашёл ответа почему так, но доверимся Отцам, которые говорят, что оно невозможно без тела (хотя не понимаю, душа же сможет молится и вопить ко Господу?). Но потом! наступает воскресение тел, соединение их с душами, причём тела первозданные, которые совсем не похожи на наши, и в том состоянии человек намного более умён, быстр, свободен - если так можно выразиться. Про это почти нигде не вспоминается, и вероятно что бы как раз не расслаблять человека. И вот человек, имея тот опыт геены, получая тело и следовательно возможность покаяния (даже ещё лучшего чем здесь по свойству тела), предстоит пред Лицом Милостивого Христа - Спасителя всех людей, но наипаче верных, который только и ждёт хоть малейшего раскаяния, что бы помиловать человека.
Действительно, только закостеневший в гордости грешник сможет уйти оттуда в ад. Но всё равно, не Господь его накажет адом, а это будет
его выбор.
Конечно, не дай Бог туда попасть, очень бы хотелось миновать это место, но всё таки это реальная надежда на спасение многих.
Если нужны более точные сведения и ссылки на Святых Отцов по этому вопросу - это есть в книге проф. Осипова "Посмертная жизнь".
но не спасения их душ. Зато отчетливо помню, как Пахомий Великий запретил поминать монахиню-самоубийцу, хотя та была доброй жизни, а вину между тем возложил на сестер, которые ее не уберегли - на год запретил литургисаться. Вот такое милосердие было у Пахомия...
Навскидку: у одной монахини брат стал самоубийцей. Кто-то из старцев благословил ей молитвенный подвиг ради него. И после третьего раза было видение, что брат, ранее прикованный к скале, освободился от уз и ушёл благодаря сестру. При этом (важно!) был глас, что он освободился от мучений, но и спасения не наследовал.
Но ведь для него это уже было великим спасением, как бы одной из дальних обителей, хотя для многих христиан Царство Небесное только там, где есть Христос.