Стократ благородней тот,
Кто не скажет при блеске молнии:
"Вот она - наша жизнь!"
Итак, для "открывания" хокку нужен ключ. При ясном видении, что хокку - дверь, которая ведет в неназванное. Можно воспользоваться и формальными отмычками символических значений слов, используемых в хокку (и в дзене), но задача - получить собственное озарение-ведение, а не ментальный конструктор и не воровской взгляд в темноту света.
Ключ - и первый его поворот в замке, скрывающем тайну, - это понимание, что наша жизнь подобна мгновению. Жизнь ограничена, коротка и тленна. Замечательно, что Антиквар вспомнил слова известной песни из "Земли Санникова". И еще можно вспомнить глаза Олега Даля... Понимание, скорее, предчувствие призрачности и скоротечности мира - первый шаг из внешней обусловленности во внутренний мир, но шаг неполный. Или первый поворот ключа, который дверь еще не открывает.
Второй поворот ключа. Это выход за рамки времени и встреча с вечностью. И взгляд как бы с небес вечности - в озарении - на бренную землю, на тщету и тлен иллюзорной жизни: "Вот она - наша жизнь!". Но дверь - хокку - так и остается не открытой.
Третий поворот ключа, открывающий дверь. Чтобы его совершить, надо не бояться блеска молнии. Блеск молнии озаряет землю, но блеск молнии и возводит в свет. И входящий в этот свет уже не скажет ничего о жизни, потому что растворяется в свете.
И есть еще два уровня.
Искаженный - в преломлении ума, схваченного общественными представлениями и страстями. Например, тщеславные игры в благородство аскезы человеком, отказавшимся от сверкающей мишуры жизни.
Уровень, которого уже нет в этом хокку, но который предопределил его написание. Нет растворения в Нирване, нет и противопоставления, есть светолитие - низвождение света в земную жизнь и ее возношение в преображении светом - к свету - в их слиянии без уничтожения.