Исихазм

Автор Тема: О ДУХОВНИКЕ  (Прочитано 135158 раз)

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #675 : 09 Август 2011, 02:01:40 »
А вот интересно откуда это у преподобного Серафима, ему кто передал, открыл, научил, какой старец?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #676 : 09 Август 2011, 02:43:07 »
Евгений, я имела ввиду не причину  сопричастности чуду. А сам процесс вхождения Мотовилова в это состояние при соучастии Преподобного. Каким способом Серафим мог раздвинуть створки души человеческой, чтобы  в нее смогло проникнуть  познание, ведение Святого Духа.
Вот что интересно.

Я, конечно, далек от той мысли, что могу понять образ действий преп. Серафима, однако какие-то важные моменты из его беседы с Мотовиловым, описанные и у других отцов, можно попытаться выделить. Например, в самом начале преп. Серафим говорит: "Господь открыл мне, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской..."

Господь часто открывает подвижнику цель и содержание предстоящей ему беседы заранее. Потому (в частности) он так легко и с поражающей точностью проникает в чужую душу, заставляя ее открываться ему навстречу, что знает волнующие собеседника вопросы и ответы на них наперед, либо из прямого откровения об этом Господа, либо, может быть, из беседы, которая прокручивается в его уме заранее, даже без знания того, кто его будущий собеседник и когда он в точности себя проявит. "Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас". Св. Дух открывает, тем или иным способом, подвижнику содержание предстоящей беседы и Сам таким образом говорит в нем и в его собеседнике, давая ему познание и ведение Самого Себя через Свое действие и сочувствие ему души. Это действие, даже если забудется, может впоследствии стать тем самым вкусом, с помощью которого можно будет отделить действие Духа от внешне, может быть, похожего действия вражеских сил. Например.
« Последнее редактирование: 09 Август 2011, 02:53:59 от Евгений »

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #677 : 09 Август 2011, 02:50:23 »
А вот интересно откуда это у преподобного Серафима, ему кто передал, открыл, научил, какой старец?

Был у него такой старец, если я правильно помню и ничего не путаю, которого он встретил в Киево-Печерской Лавре еще до принятия им монашества. Который потом оказался старицей, что открылось посмертно, но, действительно, истинной подвижницей. Такая вот поучительная история

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #678 : 09 Август 2011, 04:42:42 »
Был у него такой старец, если я правильно помню и ничего не путаю, которого он встретил в Киево-Печерской Лавре еще до принятия им монашества. Который потом оказался старицей, что открылось посмертно, но, действительно, истинной подвижницей. Такая вот поучительная история
Да с кем-то человек должен конечно встретиться, чему-то научиться и нечто воспринять. Но в какой-то момент человек наверное должен вырасти и из отрока, пребывающего под руководством, стать мужем.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #679 : 09 Август 2011, 09:26:57 »
А вот интересно откуда это у преподобного Серафима, ему кто передал, открыл, научил, какой старец?
Был у него такой старец, если я правильно помню и ничего не путаю, которого он встретил в Киево-Печерской Лавре еще до принятия им монашества. Который потом оказался старицей, что открылось посмертно, но, действительно, истинной подвижницей. Такая вот поучительная история

Несколько иначе. Старица Досифея лишь благословила его, когда он подошел к ее оконцу за благословением и советом, и направила в Саровский монастырь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #680 : 09 Август 2011, 09:46:56 »
Передача опыта от старца
Предание Церкви не живет само по себе, оно существует только живой передачей некоего таинственного опыта от старца - к ученику. Это является камнем преткновения, потому что  процесс передачи обходит рассудок...

Это общее положение для любой развитой религии - с глубокими корнями и обширной традицией. Чем длиннее хвост традиции, тем категоричнее подобные заявления. При возникновении новой религии (которая вырастает из недр старой) или реформе положительное отношение к передаче опыта меняется на отрицательное (по типу: ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого - или - негодных же и бабьих басен отвращайся).

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #681 : 10 Август 2011, 09:25:30 »
Неа, не согласная я!   8-) не только живой передачей некоего таинственного опыта от старца к ученику живет Предание Церкви...из подобной "формулы жизни" выпадает Сам Господь...вернее, Его задвигают куда-то на второстепенное место...а это большая ошибка... :-(
Трапезу и внутри ученика, и внутри учителя (если таковой имеется) всегда готовит Сам Господь...  :-)

Geos

  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #682 : 19 Август 2011, 01:15:22 »
Нет времени всю тему читать, может тут уже обсуждали. Кто-то из Отцов пишет, не помню, что в их времена было сложно найти непрелестного наставника этому деланью. Ясно, что в наше время такие люди по пальцам и далеко не в каждом монастыре. Так что можно и не найти. По моему это в предисловиях схимонаха Василия на известных св. Отцов. Так он там пишет, что за неимением наставника, Бог и Священное Писание нам наставник. Мне кажется, что Свт. Игнатий полностью описывает путь молитвы и вопросов наставничества тоже касается, особенно в Приношении.

Под непрелестностью наставника святые Отцы понимали точное его следование Священному Писанию и Преданию (нравственному и догматическому), т.е. чтобы у него не было своих мнений, отличных от разума церкви. Имеется в виду на догматику и путь спасения.

Я, конечно, не имею большого опыта, но должен заметить, что мне пока не удалось встретить практически ни одного человека, который бы не имел своих мнений в замен мнений святых отцов на путь спасения. В основном это происходит от элементарного незнания святоотеческого учения или превратного его понимания. Да просто найти человека, который бы сформировал свой образ мыслей, читая святоотеческую литературу невозможно, днем с огнем. Как писал свт. Игнатий в 19 веке "монашествующие заменили это делание (молчание) не знаю чем, какими-то играниями".

Печально, а что делать?

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #683 : 19 Август 2011, 17:58:01 »
А у Святых Отцов чье мнение? И что такое "Разум Церкви"? Тех же Святых - писывали, переписывали. Или не так?

Иванов

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #684 : 12 Октябрь 2011, 00:44:05 »
Вот стоит искренне, с открытым сердцем, немного приоткрыв свои внутренние отношения другим... Все... полнейшая критика.

Ведь цитатами я лишь хотел показать и преподнести свое личное...

=== Георгий, я поддерживаю Вас в этой теме, читаю её давно. Вы сказали здесь много дельного, спасибо.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #685 : 27 Октябрь 2011, 02:43:52 »
молитвенников - и наставников.
Kοινοβιάτης  :-)...это развод? :-)...провокация? :-)...
Укажите пожалуйста кого нибудь из наставников...
Только вот здесь плиз :-) :
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2794.0
Почему развод? Неужели мало опытных монахов в монастырях? Они потенциально способны принять и окормить...думаю, если без фантазий в духе патериков, всё равно ученик выбирает/принимает/делает себе учителя на первом шаге.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #686 : 27 Октябрь 2011, 06:23:26 »
  Они потенциально способны  окормить

А реально?   Духовники  берутся из числа тех же сегодняшних послушников. Все говорят о проблеме вот, нету духовников..А где ж им взяться если и послушников настоящих нет?

Geos Вы, даете правильную посылку
Цитировать
под непрелестностью наставника святые Отцы понимали точное его следование Священному Писанию и Преданию

но неверное следствие

Цитировать
В основном это происходит от элементарного незнания святоотеческого учения или превратного его понимания.

  Действительно, в древности ( по кр.мере-египетской мон-во) послушник выбирал себе  духовника по критерию - он не должен был учить в разрез с Писанием. Это как надо было знать Писание и разбираться в нем  еще "новоначальным", чтоб брать на себя такую ответственность в выборе? Принимая во внимание, что Писание -это часть Предания , послушник должен был быть духовно трезвенным и рассудительным, чтоб за буквой  разглядеть Дух (предварительно имея Его начатки в себе самом) На этом была основана единственная причина, по которой послушник мог поменять духовника -впадение духовника в ересь.
  Современных же  ревностных искателей старцев чаще отличает духовный инфантилизм -желание прежде всего не за что не отвечать, а переложить все на "духовника" под видом лжесмирения, которым хотят подменить и рассудительность и трезвенность.  А рассудительность -главную добродетель монаха (прп.Антоний Великий) не приобретешь никаким "объемистым" чтением Отцев.
В  вопросе о духовничестве я бы сослалась еще  на пример ап.Павла, который в отличии от других апостолов не ходил со Христом..Однако, когда его призвал Спаситель, он "не стал советоваться с плотью и кровью"..а удалился в пустыню, получая наставления  от Него Самого. В то же время параллельно другие апостолы создавали преемство - появлялся епископат в молодой Церкви. То есть два способа наставничества равно сосуществовали..в зависимости от времени и места.

 
« Последнее редактирование: 27 Октябрь 2011, 07:24:28 от Marfa »
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #687 : 27 Октябрь 2011, 10:38:30 »
Почему развод? Неужели мало опытных монахов в монастырях? Они потенциально способны принять и окормить...думаю, если без фантазий в духе патериков, всё равно ученик выбирает/принимает/делает себе учителя на первом шаге.

Потому развод, что вопль по всей Руси стоит о том, что не найти "классических" наставников. Отсутствие наставников - общее место почти всех выступлений (и не только на этом форуме). И иногда редким вкраплением звучит, что кто-то где-то кого-то нашел в качестве наставника. Вот ГеоргийК, ранее забаненный, нашел. И что? Своим поведением он только подтвердил, что нет "классического" наставничества. Еще и потому нет, что нет "классического" послушничества.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #688 : 27 Октябрь 2011, 11:32:19 »
К сожалению скудеет земля наша истинными духовниками.
Но говорить, что старцев нет, так же не верно, как говорить, что они везде есть.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #689 : 27 Октябрь 2011, 13:07:09 »
К сожалению скудеет земля наша истинными духовниками.
Но говорить, что старцев нет, так же не верно, как говорить, что они везде есть.

Насчет везде - это ужасный перебор. И практика это великолепно подтверждает. Когда начинают искать старцев везде, то и находят псевдостарцев и младостарцев - и губят свои тела и души. Я знаком - среди своего окружения - с десятками примеров таких обломов - вплоть до психушек и самоубийств.