Имхо, о помыслах, духовнике и о безмолвии -- это примерно одна и та же тема:-)
Издавна монашество делилось на скитское и общежительное. Общежительное -- это послушание духовнику, откровение помыслов старцу или, в крайнем случае, брату, который живет рядом. Скитское --это безмолвное уединенное житие, по совету (например, раз в неделю) с единомысленными (конечно, и в скиту бывали разные варианты, но я говорю о распространенном)
Умное делание в миру -- это, по сути и по необходимости, житие, скорее, скитское, уединенное и безмолвное в ту меру, какой каждый сам себе способен устроить. Житие по совету с единомысленными себе и по необходимости -- без какого-либо явного духовного руководства
И не только потому, что нет опытных духовных руководителей (хотя это, может быть, одна из основных причин). Само делание предполагает руководство иного сорта, или, как пишет Лествичник: "Брату (в общ. монастыре) помогает брат, а безмолвнику (в скитском житии) споспешествует ангел". Руководство для тех, кто идет умным путем, практически невозможно (такие люди бывают, но их очень мало) в силу самой специфики этого делания, умные делатели должны многое постигать на своем опыте, но Бог, конечно, не оставляет их без своей поддержки (и Лествичник неоднократно пишет, как его явным образом наставляет ангел). Специфика умного делания такова, что рано или поздно молитвенник должен вступать в явную, зримую брань с демоническими силами. а это предполагает видимое участие в ней ангельских сил и духовное руководство с их стороны. В результате, Лествичник пишет: "Кто скажет, почему отцы у скитян опытнее, чем у тавениссиотян( современный ему общежительный монастырь)? Чтущий да разумеет".
Духовное руководство со стороны ангелов при прохождении умного делания -- это необязательно что-нибудь высокое, какие-нибудь явные видения ангельских сил и проч. Его, в какой-то мере, каждый ощущает на самом себе (кроме тех, конечно, кто отогнал их от себя своим упорствующим неправомыслием). Это могут быть какие-то слова или, скорее, внушения, озарения с их стороны (это к разговору о помыслах), которые они (несколько образно выражаясь) приносят в словесную область от престола Божия, то есть со стороны сердца безмолвствующего (там, где он должен находиться со времени крещения). Это может происходить невидимо для подвизающегося (но привычка и опыт, а главное, согласие этих помыслов с православным учением, помогут ему их распознать), а может происходить и явным образом, и тогда это уже воспринимается как явное духовное руководство со стороны ангельских сил. Один их из этих ангелов, можно с уверенностью это сказать, постоянно присутствует вместе с нами. Разумеется, при недостатке опыта надо в таких делах советоваться с единомысленными тебе, в чем и состоит немаловажная особенность скитского жития
Поэтому говорить о том, что у добросовестно подвизающегося в умной молитве в миру вовсе нет и не может быть никакого духовного руководства, это неверно. Просто духовное руководство может быть разным. Одно ведет свое происхождение из общежительных монастырей, а другое -- из такой же, если не большей древности -- из жития скитского