Можно расширить вопрос: почему в церкви практически не молятся "о врагах наших"? И не учат "любить врагов и благословлять проклинающих"? Любовь к врагам - как критерий истинного христианства - оказывается исключением... О такой любви говорил старец Силуан (с архим.Софронием). И, пожалуй, все. Больше никто не говорил. Заповедь Господня оказалась не востребованной.
Если в сердце любовь не зажжется и молитва за врагов не зазвучит, то и никакая вставка (в литургию) не поможет.
Это все присутствовало в ранней церкви, а потом было оставлено в Византии за несоответствие с реальной жизнью.
Не думаю, что общая молитва за врагов - это шаг. В смысле это наверное не очень хорошо собраться вместе и молиться: "прости наших врагов", в этом есть какое-то превозношение, вроде как мы сами лучше них и нас прощать не за что.
Подумалось вот.
В Византии, когда религия была государственной, какие враги у начальства были?
От Матфея, 5 :
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
С братом примириться, а врагам не гадить в ответ, а просить за них.
И делать это от чистого сердца, а поскольку литургия - верных, то не дОлжно там быть никакому превозношению.
Блаженства поём - а про врагов в той же главе сразу же за блаженствами.
"“Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22)"
Конечно, Господь в нагорной проповеди говорит совсем о другом, противопоставляя свои слова закону раз за разом.
Молиться об обидящих нас так, чтобы не собирать на их головы угли, а чтобы давалось им всякое благо, быть совершенными в любви или хотя бы желать этого совершенства.
Потому и блаженные нищие духом, те, кто жаждет совершенства божественной любви, просит его и стремится к нему.
Простите, Александр, что я напишу, но уже полгода никто не отвечает вам. Наверное, это вопрос был риторический.
Начальство не гонимо, поэтому оно особо ценному и не учит. У меня есть гонимый батюшка знакомый, так он при разговоре о вере всё время сводит к заповедям Иисусовым, и как нам можно исполнять их. "Милостыня - это как дышать..."
Потому, кстати, и гонимый. Путь обучения людей Иисусовым заповедям и следование им в жизни - этот путь его церковное начальство назвало вражеским, отвечая на вопросы о гонении сего батюшки.
Как первый старец Оптинский.
-Что ты делаешь? - спрашивает начальство.
-"Пою Богу моему дондеже есмь.."
Так и нам, мирянам, думаю, надо стремиться. Пусть наша жизнь и не станет песней, но пусть она хотя бы будет похожа на неё.