Исихазм

Автор Тема: Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших"  (Прочитано 27043 раз)

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Я только спросил то что спросил, и ответ мне видится в постах Александра и Антиквара. В Дидахах много говорится о том что надо молиться за врагов наших, или за тех кто что-то имеет против нас.  Это все присутствовало в ранней церкви, а потом было оставлено в Византии за несответствие с реальной жизнью.

Я никого не пытаюсь делить на друзей и врагов, хотя и врагов то настоящих у меня нет, последние годы всегда просил прощения у  всех кто что-то имел против меня, а простили они меня или нет я не знаю, молюсь за них. Вижу людей которые что-то имеют друг против друга и вместе стоят на литургии и даже идут к причастию. Вот я и подумал почему за таких людей и за самих себя мы  вместе не молимся.

Я все понимаю, что надо смотреть за своими грехами, смотреть на себя, молиться самому о "ненавидящих нас и творящих нам напасти". Но когда мы вместе становимся на молитву то молитва "за врагов" мне думается это шаг на пути обретения любви к ближнему.

Не хочу что бы кто-то подумал что я собрался тут устроить разбор Литургии.
Я думаю о том что если бы молились вместе за врагов наших (где двое или трое собраны во имя Мое) то былобы больше любви и в нас самих.
Понимаю к этому надо относиться спокойно и не зацикливаться на этом.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Alexeiy спасибо за ссылку значит в Литургии Василия Великого молитва за ненавидящих есть.
Я в своем вопросе имел ввиду литургию Иоана Златоуста.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

и почти нет благодаственных...  :roll:

Молитва верных первая: Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию...

Святое Возношение: Священник: Возблагодарим Господа!

Лик: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.

Священник: Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные.

...Священник (возвышая голос): Твоё от Твоих Тебе принося о всём и за всё.

Хор: Тебя воспеваем, / Тебя благословляем, / Тебя благодарим, Господи, / и молимся Тебе, Боже наш.

Главопреклонение после Молитвы Господней: Священник молится:

Благодарим Тебя, Царь невидимый, неизмеримой Своей силою все создавший и по множеству милости Своей...

После причащения людей и перенесения Св. Даров на жертвенник: [Диакон:] Станем благоговейно! Приняв божественные, святые, пречистые, бессмертные, небесные и животворящие, страшные Христовы Таинства, достойно возблагодарим Господа!

Священник: Благодарим Тебя, Владыка Человеколюбец, Благодетель душ наших, что и в нынешний день Ты удостоил нас Твоих небесных и бессмертных Таинств!

Молитва заамвонная: ...Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный свыше есть, нисходя от Тебя, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем...

По отпусте читаются благодарственные молитвы!

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

Спасибо Алексей.

Ian, я хотела сказать, что подавать 4 записки (+ 2 за врагов) было бы совсем уж нелепо. Представляю себе, как священник читает: "о здравии врагов р.б. Светланы..." и дальше с бумажки поименно. :-D
А так, конечно, молятся  ведь о прощении всех грехов и всех членов церкви, как бы мы лично к ним не относились и кем бы мы для себя их не считали.

Не думаю, что общая молитва за врагов - это шаг. В смысле это наверное не очень хорошо собраться вместе и молиться: "прости наших врагов", в этом есть какое-то превозношение, вроде как мы сами лучше них и нас прощать не за что.
Я уже привела цитату отца Паисия Святогорца об отношении к людям, поступающим несправедливо к тебе. Любить своих благодетелей легче, чем врагов. Когда понимаешь, что так называемые враги на самом деле делают благо тебе, полюбить их гораздо легче. Опять же уменьшится риск превозноситься над ними или жалеть. :roll:

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Alexeiy спасибо за ссылку значит в Литургии Василия Великого молитва за ненавидящих есть.
Я в своем вопросе имел ввиду литургию Иоана Златоуста.

В литургию Иоанна Златоустого можно вставить прошения и молитвы "о умножении любве, и искоренении ненависти и всякия злобы". Но на этом всё пожалуй. Вы правы, молитв за врагов в литургии нет! С другой стороны, почему бы их туда не вставить?!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Если в сердце любовь не зажжется и молитва за врагов не зазвучит, то и никакая вставка (в литургию) не поможет.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Ну поскольку огонь сей сердечный, зажигается от небесного огня, а он является даром, нам не принадлежащим. То всё, что с нашей земной стороны возможно, это вставка, искренняя вставка молитвы за врагов, преодолевая в своём горении злобу, отчуждённость, гордыню. И упование, что эту вставку заметит Господь, и ниспошлёт огонь истинной любви. Вставка должна стать усилием, переходящим в сверхусилие. Синергия! Вставка сия должна подкрепляться отвержением себялюбия, милостыней и болезнованием (жалостью) по отношения к другим. И это просто ментальная схема, да! Я на большее и не способен! :-)

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

То всё, что с нашей земной стороны возможно, это вставка, искренняя вставка молитвы за врагов, преодолевая в своём горении злобу, отчуждённость, гордыню.

В записочку о здравии вписать...  :oops:


Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

В записочку о здравии вписать...  :oops:

Нет, я не об этом!

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

Литургию переделывать никто не позволит. Молиться о чем-то о своем, когда церковь молится конкретно вот об этом - не хорошо. Выход один: вписать в записочку. Это считается самой сильной молитвой о человеке - о здравии подать его имя на Литургию. Не молебен, не Сорокоуст, а именно на Литургию.

В Евангелиях описывается Тайная вечеря. Там ничего такого особенного о врагах не говорится. Участвовали только апостолы. Может в этом причина, что нынешняя служба построена так, как есть?  :?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Литургия переделывалась, переделывается и будет переделываться. :) Я бы не стал называть молитву за врагов, и более за всё тварение, молитвой о чём то о своём.

Записочка - это лубок!!! Она уже давно молитвенно деградировала и потеряла сакральную функцию. Вырождаясь в обрядоверие, магизм (сильная и несильная молитва), потребительство и приходской бизнес. Так что, я бы не стал о них говорить. Записки это весьма пошлая тема.

СветланаК

  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля

Литургия переделывалась, переделывается и будет переделываться. :) Я бы не стал называть молитву за врагов, и более за всё тварение, молитвой о чём то о своём.

Я только имела в виду, что конкретно Вам или мне не позволят переделать Литургию. Это наверное соборно решается. Тем более, ни я, ни Вы конкуренцию Иоанну Златоусту не составим и службу получше не предложим.
 
"О чем то о своем" - имелось в виду думать о своих личных врагах не ко времени.

Записочка - это лубок!!! Она уже давно молитвенно деградировала и потеряла сакральную функцию. Вырождаясь в обрядоверие, магизм (сильная и несильная молитва), потребительство и приходской бизнес. Так что, я бы не стал о них говорить. Записки это весьма пошлая тема.

Тут наверное каждому по вере дастся. Надеюсь, Вы верите в то, что во время Литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними? Ну, тогда и вся служба благодатна, в т.ч. подача записочек имеет смысл. Ведь не может так быть, что часть службы была благодатна, а часть нет. И это не зависит от нравственных качеств священника. Даже, если священник не прочтет записку, Господь прочтет.

Магизм, не магизм, но Литургия все таки самая главная служба (ну или основная, не могу точно слово подобрать). Отсюда и народные поверья о самой сильной молитве.  :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

не думаю, что машинальная молитва за Литургией сильнее простого искреннего прошения, где проливаются чистые слезы... о. Стратоник и Силуан согласились - где нет слез и труда, там молитва "не услышана". Хотя не каждому дано пролить вещественную слезу, у кого-то сильнее, чем внешняя слеза, внутренние плач и воздыхание

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Почему в Литургии нет молитвы "о врагах наших" или "о ненавидящих, обижающих и гонящих нас".

В литургии, имхо, и не должно быть такой молитвы (в ее основе, а не где-нибудь на периферии). Христианство (и его основное таинство, литургия) это не любовь к врагам, это соединение с Богом, и там, где оно есть, нет никаких врагов, а есть только Бог и человек. А любовь к врагам -- это только признак (один из признаков) того, что такое соединение было, проявляемый после того, как оно состоялось. Поэтому и в основе литургии -- таинства соединения с Богом -- нет такой молитвы, а есть или может быть только на ее периферии

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Есть только Бог и человек...

Бог есть любовь. И выражение полноты любви - с позиции человека - любовь к врагам. Вообще, относить заповедь Господа к периферии христианства (и литургии) - несколько неожиданно.