Исихазм

Автор Тема: Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях  (Прочитано 11831 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

предлагаю ознакомиться со статьей, в которой рассматривается учения св.отцов о страстях и их взаимосвязи с учением о человеческой природе, полный текст здесь  - http://www.bogoslov.ru/text/1245518.html#_ftn25, также можно скачать  в формате pdf - Учение св.отц. восточной церкви о страстях.pdf.. 

изложение довольно стройное (имхо), однако там не все моменты освещены,  например  о центрах страстных сил там не говорится, поэтому дополнения  приветствуются..

Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях (в его взаимосвязи с учением о человеческой природе и призвании ее к обожению)
Малков Петр Юрьевич
Две важнейшие составляющие святоотеческого учения о страстях: взаимосвязь с учением о природе человека и о людском призвании к обожению. Именно к этим аспектам привлекает внимание доцент П.Ю. Малков, выдвигая на первый план «антропологическое» измерение понятия «страсть».

Изложение аскетического святоотеческого учения о страстях в современной православной так называемой «популярной» (пусть и вполне добротной) литературе обычно исчерпывается характеристикой страсти как овладевающего человеком и властвующего над ним начала греха, констатацией рабства грешника по отношению к этой духовно-губительной привычке, а также известным перечнем восьми основных страстей, с указанием на необходимые пути борьбы как с каждой из них, так и со страстным началом в человеке в целом. При этом в подобной литературе, к сожалению,  обыкновенно не учитываются две важнейшие составляющие святоотеческого учения о страстях, а именно: его взаимосвязь со святоотеческим учением о природе человека и о людском призвании к обожению. В сегодняшнем докладе мне бы хотелось кратко затронуть обе эти  существеннейшим образом взамозависящие темы.

1. Понятие «страсть» и человеческая природа

Прежде всего нас будет интересовать именно «антропологическое» измерение понятия «страсть»: то есть вопрос о том, как же страстное начало в человеке и рождающиеся в нас страсти взаимосвязаны с содержанием и устроением людской природы — сначала сотворенной Богом «хорошо весьма» (Быт 1, 31), а затем поврежденной — через райское преслушание — и порабощенной прародительскому греху. Является ли страстное начало в человеке по отношению к его естеству чем-то абсолютно посторонним, чуждым — привнесенным извне, всеянным через бесовские прилоги — и лишь затем уже «старательно» культивируемым эгоистическими устремлениями нашей воли? Или же это страстное начало все же имеет свое органическое основание в человеческом естестве, оказываясь, тем самым, пусть и искаженной, но все же реализацией реализацией наших собственных онтологических сил и способностей, заложенных в нас Создателем при творении?
В первую очередь следует подчеркнуть, что аскетическая христианская традиция всегда понимала любую греховную «страсть», живущую и действующую в человеческой душе, как ненормальное и губительное явление, требующее его немедленного преодоления, и решительной победы над ним. Древние Святые Отцы согласно утверждают опасность и гибельность всякой греховной страсти для человеческой души. По яркому слову преподобного аввы Исаии, «страсти суть раны души, которые отделяют ее от Бога. Блажен, кто чист и свободен от страстей…»[1].

Однако подобные утверждения не препятствуют древним Святым Отцам и учителям Восточной Церкви зачастую использовать это понятие — «страсть», «πάθος» не только в подобном негативно-отрицательном смысле, но и в, если так можно выразиться, «нравственно-нейтральном» контексте и даже в значении оценочно-положительном. Что касается положительного значения этого понятия, то к нему нам предстоит вернуться несколько позднее. Теперь же обратимся собственно к святоотеческим определениям «πάθος».

Следует отметить, что святоотеческие определения понятия «страсть» (очень схожие между собой — к какому бы столетию они ни относились) в значительной мере оказываются заимствованы Отцами и учителями Восточной Церкви из эллинской философской традиции. Встречающиеся в наследии таких видных христианских авторов, как Немезий Эмесский, преподобный Иоанн Дамаскин и целый ряд других Отцов и учителей Церкви общие характеристики термина «πάθος» зачастую практически дословно повторяют древних языческих мудрецов. Так, например, давая определение понятию «страсть» в его «общем» смысле, преподобный Иоанн Дамаскин воспроизводит не только схожее высказывание, встречающееся у Немезия[2], но и (в первой половине своей фразы) «Никомахову этику» Аристотеля[3]: «Вообще же и в общем смысле страсть живого существа есть то, за чем следует удовольствие или печаль — ведь за страстью следует печаль; и не сама страсть есть печаль, потому что бесчувственное, претерпевая, не испытывает боли»[4]. Следует отметить, что в этом определении понятие «страсть» еще отнюдь не выступает в привычном для читателя аскетической литературы своем яркоокрашенном «нравственно-негативном» значении; определение это отражает совсем иное значение данного слова — «страсть», «πάθος» — как претерпевание чего-либо.
 
Другое, также отчасти заимствованное христианскими писателями (и Немезием, и преподобным Иоанном Дамаскиным, и целым рядом других авторов) у античной традиции, на сей раз вероятно у Галена[5], определение понятия «страсть» целиком касается уже душевных страстей: «страсть есть неразумное движение души по причине представления блага или зла. Представление блага возбуждает вожделение, а представление зла — гнев»[6]. Параллельно с этим в святоотеческой традиции фигурирует и другое определение душевных страстей: «страсть есть чувственное движение желательной способности[7], вследствие воображения блага или зла»[8]. Отметим, что и здесь, исходя из данных определений (равно как и в первом случае, где «πάθος» выступает всего лишь как страдательность), понятие «страсть» не может рассматриваться как обозначающее некую греховную реалию. Это тем более очевидно, что присутствующие в одном из приведенных выше определений термины «вожделение» (ἐ̓̓πιθυμία) и «гнев» (θύμος), также не имеют в данном контексте какой-либо нравственной окраски, но лишь именуют изначально заложенные Богом в человеческую природу — еще при творении Адама — силы, способности души.

Подчеркнем, что, тем самым, в святоотеческой письменности понятие «страсть» (вслед за античной традицией) может порой обозначать и вполне естественное, нормальное и «неукоризненное» для людской природы движение той составляющей неразумной (ἄλογον) части души, что терминологически определяется как «страстная». Эта «страстная» составляющая, если она естественным, «нормальным» образом приводится в движение высшей разумной частью души, а не действует сама по себе, как бы «вырываясь» из подчинения высшему началу, — оказывается способна осуществить свое предназначение в согласии с силами, возможностями и призванием человеческой природы, с Божественным замыслом об образе ее жизни и существования. Такая «душевная страсть», о которой собственно и говорят два приведенных выше святоотеческих определения — как естественное движение неразумной части души — безусловно не может быть обозначена нами как греховная, ведь сам термин «πάθος» здесь всего лишь описывает вполне характерные и закономерные процессы бытия и деятельности человеческого естества.





000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

первое дополнение мое из Д.Арепагита, трактат о  «О Божественных именах» гл.9 п.5 - "Как ведь если, чтобы описать душу, мы позаимствуем образы у тела и свяжем части тела с тем, что не имеет частей, то, применив к таковому части, мы придадим им новое, свойственное душе, значение; используя их названия для обозначения способностей, мы скажем, что
-  голова это ум,
-  шея - мнение (как нечто посредствующее между словом и бессловесностью),
-  грудь - гнев,
-  живот - желание,
-  ноги и ступни - природа

http://www.hesychasm.ru/library/dar/tname.htm#gl9

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

    для сравнения можно привести позицию  о том что есть силы духа, души и где они расположены, озвученную И.Брянчаниновым:
    «Ум, по свт. Игнатию, есть одно из частных сил духа человеческого, этой высшей сферы души, которую он, следуя некоторым святым Отцам, называет словесностью или силою словесности ( II , c .130).
     Помимо ума другой частной силой словесности является также именуемый свт. Игнатием дух – «совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей» ( II , c .131, 90).
     Т.е. сердце. свт. Игнатий  называет сердце духом потому, что этой силе присущи все духовные ощущения человека, такие как совесть, смирение, страх Божий, духовное вожделение, любовь к Богу и ближним и прочее ( I , c .256; II , c .299; V , c .116).
     Все эти духовные ощущения сосредоточены в члене плоти – сердце, также как ум сосредоточен в головном мозге ( I , c .256, 266), эти духовные силы потому связаны с этими органами плоти, что душа при жизни прочно соединена с телом.
     При этом необходимо сразу сделать одно очень важное уточнение: все указанные духовные ощущения сердца не есть уже все сердце, это лишь высшая его сила – словесная сила сердца, которой человек и отличается от животных.
     Именно в словесной силе сердца сосредоточены духовные ощущения совести, страха Божия, духовной любви, покаяния, смирения, и свт. Игнатий указывает, что эта словесная сила помещается в верхней части телесного органа – сердца, против левого сосца, около сосца и несколько выше его ( I , c .266; V , c .116).
     В средней части сердца расположена сила ревности, а в нижней сила желания, воли или естественное вожделение, - обе силы имеются и у животных ( II , c .299; V , c .116).
»
   
Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского, гл.5 п.4 «Ум и сердце в умном делании» http://www.belchurch.com/2010-07-31-06-29-11/109-2010-07-31-06-45-48.html

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

mirnestranik часто цитирует  авву Исайю о естественном и «неукоризненном» движении страстной части души :
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2665.msg89633#msg89633

интересно, что в тантре обитель гнева – это голова, а сердце (понимаемое как сокровенный центр в середине груди) – обитель всякого мирного.
Всё – разные модели, всё – разные разработки под конкретные задачи...нет на этом уровне никакой «единственной» антропологии.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

По-моему, это отрывки из его (Малкова) какой-то давней книги, забыл ее название. Малков бы моим оппонентом на Круглом столе по имяславию в ПСТБИ когда-то давно, если я правильно помню. Книга неплохая, но и ничего особенно интересного. Годится для начального знакомства с богословием МИ. Но большой отрывок, имхо, это не то, что нужно для начала обсуждения, так как не дает сосредоточится на конкретных вопросах

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

По-моему, это отрывки из его (Малкова) какой-то давней книги, забыл ее название

с книгой не знаком,  а вот статья заинтересовала минимумом "воды"  и обилием св.цитат  коротко и по существу разъясняющих принцип подхода,  о центрах страстных сил  в ней ничего не сказано, тогда как  почитать  что либо на эту тему было бы интересно,  т.е. основная цель не столько в желании, что-то обсудить, сколько в том,  чтобы  узнать,  что  еще можно дополнительно прочесть, по обозначенному  моменту..
 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

     Именно в словесной силе сердца сосредоточены духовные ощущения совести, страха Божия, духовной любви, покаяния, смирения, и свт. Игнатий указывает, что эта словесная сила помещается в верхней части телесного органа – сердца, против левого сосца, около сосца и несколько выше его ( I , c .266; V , c .116).
     В средней части сердца расположена сила ревности, а в нижней сила желания, воли или естественное вожделение, - обе силы имеются и у животных ( II , c .299; V , c .116).[/i]»
Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского, гл.5 п.4 «Ум и сердце в умном делании» http://www.belchurch.com/2010-07-31-06-29-11/109-2010-07-31-06-45-48.html

Интересно, если посмотреть у свт. Игнатия во 2-м томе Аскетических опытов, то он в этой своей привязке (вполне справедливой) сердца (то есть его "разумной" части по МИ) ссылается на книгу схим. Василия, а тот в свою очередь на Феофилакта Болгарского. Кроме того, он утверждает, что сердце в медицинском смысле "привязано" над левым соском и "бьется" под ним (и этим тоже обосновывает такую локализацию сердца в духовном смысле). Но насколько позволяют мне мои скудные знания в области медицины, сердце "привязано", скорее, к середине верхней части груди, а "бьется" чуть ли не в середине груди на уровне сосков и ниже (ну конечно, с некоторым сдвигом влево, но явно не настолько большим, чтобы считать это место "под левым соском"). Наверно, здесь некоторую сыграли средневековые представления о медицине Феофилакта, а с другой, что точной локализации сердца в духовном смысле не существует. Тем не менее, судя по методам дыхания, все-таки, я полагаю, что сердечный вход это где-то середина груди (с некоторым смещением влево), а "разумная" часть сердца с его отделами ниже и выше соска -- как это описано у Брянчанинова

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Вот, кстати, по-моему, в тему (так как об отделах сердца) текст с небольшим "толкованием" на место из св. Симеона НБ о двойнике ума.

Двойник (если мы говорим об одном и том же двойнике) -- это "сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Петр., 3). А св. Симеон пишет о нем несколько иначе: "как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения"

По-видимому, наш внутренний человек -- это сам молящийся в будущем веке, каков он (может быть) в Царствии Небесном, небесных обителях, для каждого разных. Так как в будущем веке мы все, как ангелы, будем умами, но одетыми в одежду плоти, которая становится духовной, в зависимости от наших деяний. Кто будет и сейчас есть " в нетленной красоте, кроткий и молчаливый". Кто "светлый и исполненный рассуждения". А кто просто видит свой ум, голый и лишенный одежд добродетелей.

Но уже неплохо, что видит, так как это значит, что ум, действием благодати, приобрел (на время) свойство "неделимой делимости", как Плоть Спасителя в Евхаристии. Но здесь пока только ум, лишенный, как плоти, всяких добродетелей, которые еще нужно приобрести

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Интересно, если посмотреть у свт. Игнатия во 2-м томе Аскетических опытов, то он в этой своей привязке (вполне справедливой) сердца (то есть его "разумной" части по МИ) ссылается на книгу схим. Василия, а тот в свою очередь на Феофилакта Болгарского. Кроме того, он утверждает, что сердце в медицинском смысле "привязано" над левым соском и "бьется" под ним (и этим тоже обосновывает такую локализацию сердца в духовном смысле).Но насколько позволяют мне мои скудные знания в области медицины, сердце "привязано", скорее, к середине верхней части груди, а "бьется" чуть ли не в середине груди на уровне сосков и ниже (ну конечно, с некоторым сдвигом влево, но явно не настолько большим, чтобы считать это место "под левым соском")...

     да, но вобщем то св.И.Брянчанинов  говорит "без утайки", что - "Святые Отцы, научая сердечной молитве, не дали точного наставления, в которой части сердца она должна быть совершаема, – вероятно по той причине, что в те времена не встречалось нужды в этом наставлении." и далее посредством примеров того, что  многие из-за неведения, самочиния, безвременного и гордостного усердия, повредили себя при использовании художественного метода, подводит к выводу, что - "Определенное объяснение этого предмета сделалось, таким образом, необходимостью", т.о. образом и получается что он дает - определенное объяснение этого предмета..

     вообще же  в моменте о центрах страстных сил и их взаимосвязи с определенными частями тела, интересно такой  нюанс затронуть как -  "мозгоцентрическая" и "сердцецентрическая" античные психофизические теории, я с  ними знаком очень поверхностно по книге  Петровского "Основы теоретической психологии" http://psylib.org.ua/books/petya01/txt16.htm#2 ...
     он там пишет в качестве пояснения истории возникновения и сути этих теорий , что первым, кто утверждал, что мозг является органом души, был врач Алкмеон из Кротоны (6 в. до н. э.). Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Аристотель же считал, что органом души является сердце, а мозг служит в качестве аппарата, регулирующего жар крови..
     но  "соль" в другом  -  он оговаривает следующий момент: "Из медицины эти представления перешли в философию. Нужно, однако, иметь в виду, что, как в те времена, так и впоследствии, решение вопроса о телесной локализации психики непосредственно зависело не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений. Платон, разделивший душу на три части, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеальноумственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь соображением о том, что она ближе всего к небесам, где пребывает царство идей), "гневливую" (мужество) – в груди, а чувственную (вожделение) – в брюшной полости
      а ведь эта версия о телесной локализации   центров страстных сил, которая зависела  не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений ( и в первую очередь именно от них имхо) и легла в основу  св.отеческих представлений..

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

     вообще же  в моменте о центрах страстных сил и их взаимосвязи с определенными частями тела, интересно такой  нюанс затронуть как -  "мозгоцентрическая" и "сердцецентрическая" античные психофизические теории, я с  ними знаком очень поверхностно по книге  Петровского "Основы теоретической психологии" http://psylib.org.ua/books/petya01/txt16.htm#2 ...
 

Статья интересная, но в ней, на мой взгляд, слишком много о психологии в парадигме Нового Времени, неотъемлемой (и малоинтересной для УД) частью которого до сих пор является редукционизм, то есть сведение тем или иным образом антропологии к физике, химии и вообще естественным наукам, которые в это время развивались. С точки зрения  УД более интересны, на мой взгляд, средневековая антропология с одной стороны и научные парадигмы уже Новейшего Времени, которые пересекаются и друг друга дополняют. Темные (для УД) времена, которые начались с наступлением эпохи Возрождения, постепенно уходят в прошлое, и статья эта в этом смысле их пережиток

"соль" в другом  -  он оговаривает следующий момент: "Из медицины эти представления перешли в философию. Нужно, однако, иметь в виду, что, как в те времена, так и впоследствии, решение вопроса о телесной локализации психики непосредственно зависело не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений. Платон, разделивший душу на три части, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеальноумственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь соображением о том, что она ближе всего к небесам, где пребывает царство идей), "гневливую" (мужество) – в груди, а чувственную (вожделение) – в брюшной полости
      а ведь эта версия о телесной локализации   центров страстных сил, которая зависела  не только от анатомических знаний, но и от философско-психологических представлений ( и в первую очередь именно от них имхо) и легла в основу  св.отеческих представлений..

Я думаю, что когда антропологические представления (по поводу локализации душевных сил и пр.) тех или иных, например, восточных учений кардинальным образом отличаются от христианской антропологии, то это не показатель того, что наши знания о (истинном) духовном мире настолько относительны. Истинный духовный мир один и правильная локализация (в главных чертах, а не в деталях) одна. Множественны демонические пародии на него, то есть астральные миры

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Привет Всем.

Я писал раньше, что чувствую конкретное место из которого выходит грех.
На данном этапе выходит из солнечного сплетения, думаю гордость, потом из сердца, думаю похоть.
Иногда из живота, думаю чревоугодие, из печени иногда, думаю пьянство.
Думаю в последнее время мои страсти истончаются.

Писал раньше и о других местах. 

Ничего чтоя в Ваш разговор встрял? )))
 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Я бы так сопоставил. Гордость из сплетения -- вполне возможно. Похоть из сердца, да, из нижних его отделов, которые по Брянчанинову под левым соском. Чревоугодие из живота -- вполне возможно. Пьянство из печени? Не знаю, не уверен, но может быть:-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Михаил, Ваше сообщение несколько выходит за рамки темы, хотя и добавляет практической живости. Локализация греха в конкретном месте (и выход его из него) - вещь вполне возможная. Но лучше сильно не думать по этому поводу, чтобы не превратить процесс внутреннего изменения в искусственную схему, приятную для ума и мало соответствующую действительности.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

С точки зрения  УД более интересны, на мой взгляд, средневековая антропология с одной стороны и научные парадигмы уже Новейшего Времени, которые пересекаются и друг друга дополняют.

это Вы о чем..? в какой части пересекаются и  дополняют друг друга.?

Истинный духовный мир один и правильная локализация (в главных чертах, а не в деталях) одна. Множественны демонические пародии на него, то есть астральные миры
 

ну  этот момент  конечно вряд ли возможно  обойти  "по касательной", без  явных или скрытых  вредных последствий для душевного и духовного здоровья в дальнейшем..

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Тема хорошая, но далеко не однозначная. Ох этот век технологий, всё нам хочется чтобы было все разложено по полочкам, на раз два три, и цель должна быть видна и гарантии.
http://www.svechaforum.ru/index.php?showtopic=3412
http://azbyka.ru/duhovnikforum/showthread.php?t=3200
Чтобы не повторяться
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?