«по мысли преподобного Максима Исповедника, «страсть есть» именно «противоестественное движение души…»….
страсти не имеют своего органического источника собственно в человеческой природе, сотворенной «по образу Божию» ...
однако являют собой искаженный модус ее деятельности…
они являются некоторым энергийным «производным» нашей природы, впрочем повторим — природы поврежденной и искаженной грехом…»
Если продвинуться от богословия ближе к аскетике (не выпуская богословия из виду), что с точки зрения тематики форума будет интереснее, то можно этот отрывок, на мой взгляд, прокомментировать следующим образом.
+++«по мысли преподобного Максима Исповедника, «страсть есть» именно «противоестественное движение души…»
Автор объясняет далее (не очень, на мой взгляд, четко, поэтому пишу своими словами), что понятие страсти двоякое. Слово "страсть" употребляется иногда в широком смысле, включая в него как естественные движения души, так и противоестественные, а иногда в узком смысле, то есть только для обозначения противоестественных. Чем естественные отличаются от противоестественных? Автор не дает основательного объяснения этому. В богословском смысле (к аскетике мы еще вернемся) оно, на мой взгляд, таково.
Одно дело движение само по себе ("энергия", здесь я употребляю слово в"движение" этом смысле, а не в смысле "кинесис"), а другое -- цель движения. Под понятием "естественная страсть" понимают обычно движение само по себе, вне зависимости от цели. Например, гнев сам по себе, вне зависимости от того, на что он направлен.Понятно, что такая "страсть" природна, естественна для человека и не содержит сама по себе ни греха, на добродетели. "Противоестественная страсть" или "вышеестественная", то есть добродетель, -- это понятия, которые уже содержат в себе, кроме собственно движения, еще и цель (или способ) движения. Иначе говоря, как пишет автор, "модус", а правильнее с точки зрения патристики сказать, "тропос". Если гнев, как естественная природная страсть, направлен, например, на ближнего, это уже противоестественная страсть. А если гнев направлен на демонические силы, то это добродетель. Тот или иной тропос естественному движению души сообщает сообщает свободная человеческая воля, находящаяся либо под влиянием благодати, либо под действием демонических сил.
Если ближе к аскетике, то по отношению к действию в противоестественной страсти демонических сил МИ употребляет слово "гнездятся" (в русском переводе). Или, говоря по другому, друг друга усиливают и вызывают.. Демонические силы с помощью прилогов подталкивают человеческую волю к противоестественному употреблению естественной страсти. В свою очередь такое употребление естественной страсти вызывает усиленное действие в этой страсти демонических сил. И наоборот, благодать Божия подталкивает человеческую волю к добродетели, а устойчивая добродетель привлекает к себе действие благодати