Наверно, не все знают, поэтому выношу для ознакомления текст об отношениях Афона с Третьим Рейхом. По поводу этих сведений начинают разводиться спекуляции, и лучше узнать из объективного источника о малоизвестной странице из жизни Афона. Источник:
http://mondios.livejournal.com/50528.html (Доп. сведения:
http://anton-tg.livejournal.com/807721.html )
---
Как известно, в 1941 г. Афон был присоединён к Германии, после чего его посетила делегация нацистских офицеров. Однако, малоизвестно, что Афон, рассматривая себя как отдельное государство внутри греческого государства, присоединился к гитлеровской империи добровольно. Ещё менее известно, что священный кинот Афона (по благословению игуменов всех монастырей) написал письмо лично Адольфу Гитлеру с просьбой взять Афон под своё покровительство и провозгласил ему многая лета.
Вот две ссылки на старые кадры, в которых запечатлелся момент посещения нацистскими офицерами русского Пантелеимонова монастыря:
первая ссылка,
вторая ссылка. Стоит обратить внимание на то, что монах, который проводит для фашистов экскурсию и показывает им портрет Гитлера (расположенный, кстати, в самом почётном месте), есть не кто иной как известный богослов о. Софроний Сахаров. Во втором видеофрагменте, который является отрывком из передачи на греческом канале, действия Кинота и монахов резко осуждаются (это идёт в русле той антицерковной пропаганды, которая сопутствует нынешнему экономическому кризису в Греции). Меня тут не интересует нравственная оценка действий Кинота (о мотивах, заставивших афонцев обратиться к покровительству Гитлера, а также ещё о некоторых неизвестных подробностях можно почитать
здесь). Просто я, наконец, нашёл объяснение, почему некоторые монахи после войны покинули Афон и переехали в Европу. Речь идёт об в первую очередь об о. Софронии Сахарове и будущем еп. Василии Кривошеине. Оба впоследствии никогда не говорили об истинных причинах оставления Афона. Об о. Софронии принято было говорить, что он поехал в Европу якобы для того, чтобы издать книгу о старце Силуане. Но, во-первых, зачем ехать издавать книгу в Париж, когда была возможность издать её, не покидая Афона? Во-вторых, почему было не вернуться обратно после издания? Говорят ещё о якобы необходимости поправить здоровье и т.п. Но истинная причина оставления Афона о. Софронием заключалась не в книге и не в здоровье. Дело в том, что в Греции сразу же после второй мировой войны началась своя гражданская война между демократами и коммунистами. После войны вся территория Македонии, и Афона в том числе, оказалась под властью коммунистов. Коммунистическое правительство судило всех граждан Греции за сотрудничество с фашизмом: большинство рядовых граждан были посажены в тюрьму или расстреляны. Русским монахам повезло — их просто депортировали из страны. Хотя надо сказать, что Василий Кривошеин отсидел несколько месяцев в тюрьме и только по ходатайству англичан перед сменившим коммунистов демократическим правительством Греции его освободили и разрешили переехать в Англию, но об этом он никогда впоследствии не упоминал (эти подробности мне известны из воспоминаний одного греческого профессора, которые возможно скоро будут опубликованы на русском языке). Вот такая история с изганием русских иноков с Афона. Да, и ещё: братия Пантелеимонова монастыря послала в свое время Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Не надо думать, что греческие монастыри этого не одобряли — такова была идеология компромисса. Зато фашисты первыми проложили на Афоне дороги и провели электричество.
Монахи, а вместе с ними и большая часть духовенства и мирян, жили (и до сих пор живут) с таким сознанием, для которого любая действительность преломляется по модели византийского политического мировоззрения, в основе которого лежит тоталитарно-римское понятие о государстве (стоит вспомнить хотя бы монаха Критовула, писавшего дифирамбы новому императору ромеев — завоевателю Константинополя Мухаммаду II). Хорошо это или плохо, я не знаю. Жить хочется всем и спастись тоже хочется всем. Могу только сказать, что истоки нынешних отношений Церкви и государства как в России, так, кстати, и в Греции, которые многим не нравятся, лежат именно здесь, а не в мифологическом "сергианстве" (ярлык, придуманный идеологами иной системы, разделяющей Церковь по партийному признаку).
Но закончить хочется на хорошей ноте. Следует отметить, что фашистский режим не был принят многими монахами Афона — а именно теми, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. У них было ясное сознание происходящего, не замутнённое никакими предрассудками и теориями, поэтому они лекго могли различать между добром и злом. И это их сознание, конечно же, было христианским: они отвергали фашизм не потому, что были сторонниками свободы и независимости Греции, а потому, что надежду сохранения Афона они возлагали на Бога, а не на власть и силу мирских правительств.