Евгений прав, тишина - лучшая музыка. В какой-то момент замечаешь, что даже легкая музыка, какие-то ненавязчивые песни, как бы вгрызаются в твое сознание, похищают молитву. Это в первую очередь относится к попсе - даже самой качественной, нероссийской (о российской и речи нет).
Классическая музыка до какого-то момента очень полезна, прежде всего тем, что заставляет концентрироваться на внутреннем мире, на внутренних переживаниях. Но классические произведения в большинстве своем принадлежат миру эмоций, они заставляют тебя становиться потребителем эмоций, пусть и не на грубом уровне.
Как ни странно, наиболее нейтрален в этом смысле спокойный джаз. Он практически не мешает молитве.
Но есть еще кое-что. Временами ищешь и находишь музыку (чаще какие-то забытые ныне зарубежные шлягеры), которые когда-то в советском детстве и юности тебя волновали. Тогда они для тебя, не знавшего молитвы и в Бога почти неверовавшего, были символами другого мира, в который тебе, советскому пионеру, путь был закрыт, как думалось, навсегда. Они говорили о городах, в которых ты никогда не будешь, о людях, которых никогда не увидишь. На самом деле теперь, много лет спустя, понимаешь, что это был искаженный голос инобытия, единственный голос, который ты был способен воспринимать, будучи абсолютно оторванным от веры, от православия, от молитвы... Но в то же время, как ни странно, тогда ты был чище, ближе к Богу, чем сейчас читающий молитвы, ведущий воцерковленную жизнь... И, находя ныне музыку тех лет, находишь как бы полустершиеся рисунки, полузабытые знаки на стенах оставленного дома, и эти знаки оживают и убеждают тебя, что Бог есть.
"Если не будете как дети..."