Но если более подробно, то у МИ, конечно, более сложная "теория аскетики", она изложена в 5 главе Мистагогии (но не очень понятно). Суть ее в том, что деятельная и созерцательная практики дополняют друг друга так, что переход к следующей стадии в одной необходим и следует за переходом к следующей стадии в другой. Мы уже говорили об этом в этой теме на примере ФЗ:
"Такое зрение другого мира способно содержать и возгревать дух ревности тем, что доставляет истинное поприще для действования ревнующему духу. "Ты – не здешний, – говорит Златоуст, – а из другого мира; следовательно, и действовать должен как бы в том мире, а для того и зреть его. С другой стороны, кто зрит его, тот постоянно будет иметь пред глазами как бы норму какую и образчик, напоминающий, чтобы не уклониться, не сделать чего-нибудь криво. Это хорошо и тогда, когда бы кто умом только зрел эти предметы. Если же кто дойдет до блага восприять их в чувство хоть чутьчуть, у того они возводят мгновенно ревность до великого напряжения. Все святые отцы называют их "остнами (жалами, иглами – Ред.) будущими". И что из этого ни было бы принято чувством, оно того, кто принял, не допустит до греха. Помни, учит Сирах, последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39). Предзрех, свидетельствует пророк Давид, Господа, да не подвижуся (Пс. 15, 8 ). Макарий Великий был иссушен, как сам он говорит, памятию огня геенского, другие же плакали непрестанно от памяти смертной. И множество есть изречений у святых отцов относительно сих предметов и относительно того, как сильно они напрягают дух человека и возгревают ревность. Пришедший в чувство их зрит себя в великой тесноте, а в крайностях, известно, как бывает сильно напряжение"
То есть когда созерцание через зрение умом приходит к созерцанию и чувствами, то это вызывает и усиленную ревность к аскетическим подвигам, которую невозможно (или трудно) достичь иными средствами. Переход на следующий этап в созерцательной жизни, вызывает и переход в деятельной, и наоборот.
То есть нельзя это все схематически представлять так, что давайте сначала исполним все заповеди, приобретем все внешние добродетели, а потом уже возьмемся за созерцательную жизнь. Многие этапы деятельного пути недостижимы (или труднодостижимы) без созерцательного, и наоборот