Исихазм

Автор Тема: Что в нас изменяется, через что изменяется и чем изменяется?  (Прочитано 41496 раз)

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

и что же это такое ..?

У отцов надо спрашивать:

«Теперь, узнавши так ясно и определенно, что духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях, о которых мы сказали, узнай и то, что она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним, как сказано вначале, – в связи с чем состоят сердечное исповедание благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией; и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (1 Кор. 10, 31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему. Вот закон любви, начертанный перстом Самого Бога в сердцах верных рабов Его! Вот отвержение самих себя, какого требует от нас Бог! Вот благое иго Иисуса Христа и легкое бремя Его! Вот покорность воле Божией, которой требует от нас Искупитель наш и Учитель и собственным примером Своим и Своим словом!»
Преподобный Никодим Святогорец

Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля


ну я так и понял - смирение и упование на Бога, можно было и своими словами сказать..

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля


И чтобы найти свой путь (царский, золотой середины), наверное, необходимо набить много шишек, утихомириться, успокоиться, и понять наконец-то, что такое:
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;  ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко"
(Матф.11:28-30)

и что же это такое ..?

У отцов надо спрашивать:
...

ну я так и понял - смирение и упование на Бога, можно было и своими словами сказать..

я пацталом.
Ну почему в православии кроме старца Иосифа никто не использовал бамбуковых палок

Чтобы понять что это такое, не спрашивать надо, а придти, а чтобы придти не рассуждать надо, а идти...
Ну все просто. А рассуждать имеет смысл уже над приобретенным опытом. Для корректировки. А святых отцов читать чтобы хоть какой нибудь ориентир поиметь. Ну я так понимаю...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля


нормально поговорили -  чинно, неспешно  чего  это Вы  Родион беспорядки  нарушаете ..

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

нормально поговорили -  чинно, неспешно  чего  это Вы  Родион беспорядки  нарушаете ..

Молодцы Вы ребята, с юмором :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Перенес с другого форума. Вроде об этом уже говорили, но тема интересная

Душа (ср. "Мистагогия" Максима Исповедника) устроена наподобие храма, и словесное место в нем представляет собой как бы амвон. С него мы читаем проповеди народу, то есть разговариваем с внешним миром и самим собой, здесь звучит наша внутренняя речь. Здесь читается Евангелие, но уже лицом к царским вратам, которые символизируют в храме сердечный вход, а чтение Евангелия символизирует тогда Иисусову Молитву, которая включает в себя в кратком виде изложение всего Домостроительства нашего спасения. Евангелие читается лицом, облеченным в прообразующий Христа священный сан и в священнические одежды, и сердечными вратами входят через призывание Имени Христова и облеченными в одежду веры в его спасительное действие. Потому как сказано "да о Имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних". Земное колено поклоняется, небесное -- открывает сердечные врата, а преисподнее бежит в ужасе. Поэтому один из (многих) методов вхождения в сердце (и, на мой взгляд, один из наиболее эффективных) -- это метод прообразующий словесную литургию в сердце. Для него не является основным частость призывания Имени Христова в словесном месте, для него является основным вера в его спасительное действие наподобие словесной литургии. На этом, разумеется, это подобие не заканчивается, а только начинается. Вполне вероятно предположить, что литургия в целом и развивалась исторически, как символическое (в смысле реального символизма) изображение художества умной молитвы (или, наоборот, художество -- литургии, но это для нас не так важно)

++++А как это может выглядеть в практическом смысле - внутренняя литургия?

Лествичник (28, 51) пишет о словесной литургии:

«Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы. Святой и пренебесный огнь, как говорит некто из получивших наименование Богослова, входя в души первых, опаляет ее, по недостатку очищения; а вторых просвещает, по мере совершенства; ибо один и тот же огнь называется и огнем поедающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженой печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие, - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы без которого-нибудь из сих двух действий, молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно»

О ней упоминают Григорий Синаит в Добротолюбии, свт. Игнатий Брянчанинов во 2-м томе "Аскетических опытов" и др. отцы. Как это выглядит, тут надо сразу сказать, что речь здесь идет не об обычном зрении, а о духовном. Не о представлениях и образах, которые обычно возникают в уме извне и помимо сердца, а  тех, которые возникают внутри него и благодаря нему. А духовное зрение у ума появляется (например) благодаря ИМ, о которой речь уже была выше. Она отверзает ему, как Иисус слепорожденному, очи Света, благодаря которым и в которых он видит Свет. Свет тогда созерцает Самого Себя, а ум становится причастником этого созерцания. Потому и говорится в церковных песнопениях "во Свете Твоем узрим Свет", или "Свет Христов просвещает всех". Эта аскетическая стадия так и называется стадией "просвещения", и типологически, применительно к суточному кругу богослужения, относится к утрени ( в соединении с вечерней), к которой подобные возгласы относятся, а также одно из древнейших песнопений этого круга "Свете тихий". Но это еще не литургия, а предуготовление к ней. Для того, чтобы приступить к этому словесному священнодействию (словесной литургии), необходимо (обретаемое на стадии просвещения) просвещение Светом и одеяние в Него (пока только) ума

Кроме того,в поисках ответа на вопрос, как это может выглядеть, надо иметь ввиду следующее обстоятельство. Не у всех, не всегда и не в любое время вот это нами обсуждаемое внутренне служение Слову будет выглядеть одинаково. Во-первых, все это  образные символические описания "небесных обителей" (нашего сердца, хотя и в смысле символизма реального), а во-вторых, "в дому Отца Моего обители многи суть". Не всем дано быть архиереями, священниками и священнослужителями, но все христиане в той или иной мере призваны к служению Слову. На этом внутреннем пути есть свои трудности и опасности, но они не должны отвращать христианина от этого пути. Или как пишет свт. Игнатий со ссылкой на преп. Серафима:

"Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое чувство сердечное, и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на оном различные препятствия: ибо, по мнению учителей церковных (Блаж. Феодорита. Толков. на Песнь песней), умосозерцание вещей духовных предпочитается познанию вещей чевственных.
А потому никакими противностями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаяся в сем случае на слове Божием: страха же ихъ не убоимся, ниже смутимся: яко съ нами Богъ.  Господа Бога нашего освятимъ въ сердечной памяти Его Божественнаго имене и исполненiя воли Его, и Той будетъ намъ въ страхъ (Исаии 8, 12- 13)"


Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Что в нас изменяется,...
Временами в нас усиливается пристрастие к необузданной виртуальной болтливости...   :wink:
...через что изменяется...
через невоздержанность в самовозвеличивании, потакание гордыни и тщеславию...  :-(
...чем изменяется?
тягой поврежденной воли к злоделанию... :cry:




Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Все правильно, Габриэль Магравовна!
Очень умное у Вас делание  :wink:
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

«Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы. Святой и пренебесный огнь, как говорит некто из получивших наименование Богослова, входя в души первых, опаляет ее, по недостатку очищения; а вторых просвещает, по мере совершенства; ибо один и тот же огнь называется и огнем поедающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженой печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие, - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы без которого-нибудь из сих двух действий, молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно»


Да, как и везде очень точно и емко говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Здесь он заостряет внимание на результатах молитвы: одних, которые еще пребывают в  похоти и гневе молитва Иисусова должна опалять по недостатку очищения и они отходят от молитвы как от разжженой печи (но с облегчением), а другие более совершенные через молитву получают сугубые смирение и духовную радость. Ну, а те, кто выходит от молитвы по-прежнему в тщеславии, или в злобе и зависти на брата своего, те молятся телесно, по-иудейски, те вкушают Имя Иисусово не в исцеление, а осуждение. Опасно это!
И опять же получается: по плодам молитвы познаем себя и ближнего своего.
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Все правильно, Габриэль Магравовна!
Очень умное у Вас делание  :wink:
Мерси за комплимант...  :-) от Габриэль Маргавовны... :wink: оне до похвалы дюже охочие... :-D

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Мерси за комплимант...  :-) от Габриэль Маргавовны... :wink: оне до похвалы дюже охочие... :-D

Очень рад, что Вам приятно, Габриэль Маргавовна! :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Очень рад, что Вам приятно, Габриэль Маргавовна! :)
Как приятно, что Вы очень рады, что Габриэль Маргавовне приятно... :wink:
А там глядишь, и через такое радостно-приятное отношение,  что-то действительно в нас изменится... :-)

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

А там глядишь, и через такое радостно-приятное отношение,  что-то действительно в нас изменится... :-)

При желании обязательно должно измениться с Божией помощью в лучшую сторону :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Может слегка офф, но вроде в тему. Как-то Диоген тут сказал, что полезно иногда уединятся. Хоть в деревне. Хоть на недельку. Это собственно не вызывало и не вызывает никаких возражений или сомнений в целесобразности. После некоторого длительного периода уединился на краткое время в деревне. Не то, что специально, но просто так произошло. И вот о том размышлении что меняется в нас и в какую сторону... Все вот думал, что что-то может поменялось в лучшую, хотя особо не рассуждал на сию тему. Три дня хватило понять, что где ты а где "в лучшую сторону" ;) Ты в лучшем случае опять в самом начале. ПС Думаю, что полезно уединится, а потом вот высказать "куда ты меняешься". Впрочем, у каждого по своему... ;)