Конечно, наказание ,к примеру, жены Лота и наказание Иова не тождественны между собой.
В первом случае наказание воспринимается извне всегда как кара, во втором- как некий урок -«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни". Ведь верующему "все содействует ко благу"
Может ли второй вариант наказания превратиться в первый? Вполне. Так поступили книжники и фарисеи, который "отвергли волю Божию о них"
Наказывать может, и милость Божия.У Феофана Затворника про ожесточение фараона: «Слово - ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно Фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».
Относительно разумевания воли Божией о мне-мне здесь сложнее. Ответ лежит где то посередине между " Ваши мысли-не мои мысли, не ваши пути-пути Мои" и между "Утаю ли от раба Моего Авраама, что хочу делать!"
Зато когда пути сходятся, тут и возникает благоговейное чувство, что вот они, Судьбы Божии свершаются! ..и это мощнейшая сила для очередного шага