Что сказано пером, то не вырубить топором... А Евгений пытается именно вырубить святоотеческие тексты о сосредоточении на пупке. Таким оригинальным образом "защищая" святоотеческое наследие Эти тексты были забыты к 19 веку и вновь открыты в веке 20-ом. И известны, как минимум, по двум авторитетнейшим источникам. И третий источник - антипаламитская и антипуподушническаяой полемика Варлаама, которая очевиднейшим образом подтверждает факт распространенной на Афоне времен поздней Византии практики молитвы со сосредоточением на пупке.
Из-за того, что тексты не включены в Добротолюбие, авторитетность их никак не уменьшается. А с другой стороны... Кто может сказать, где в Добротолюбии и сколько раз упоминается о том, что надо сосредотачиваться на левой части груди в районе сердца? И только на левой (как призывает Евгений)?..
Как минимум? А как максимум? Тоже по двум? И это, как раз, те, которые мы обсуждали выше и которые переводятся и трактуются сомнительно. А по поводу текстов, что включено, а что не включено в Добротолюбие и т. п., Вы (и большинство участников форума) об этом ничего не знаете, потому что этот вопрос основательно не изучали.
В греческое Добротолюбие, как раз, этот текст включен и при том в авторитетнейшей редакции св. Никодима Святогорца, вот его дословный перевод:
"И тогда приклони к груди твоей твою нижнюю челюсть, то есть твой подбородок, чтобы внимать таким образом внутрь самого себя умом твоим и чувственными твоими очами; и сдерживай немного и твое дыхание, чтобы иметь там ум твой и обрести место, где сердце твое, и там чтобы постоянно пребывал ум твой"
В нем вообще нет упоминания о пупке. Тот же самый текст в авторитетном греческом издании (т. наз. изд. Дионисия Загорейского) творений св. Симеона НБ и опять без упоминания о пупке. Так что сомнительным как раз является текст в рукописи, который мы обсуждали выше, не говоря уже о его переводе
Полемика с Варлаамом, как раз, доказывает обратное, то есть то, что он по невежеству своему приписал афонитам сосредоточение на пупке, отчего Паламе пришлось в этом вопросе оправдываться. При этом он нигде не пишет, что такая практика, о которой говорил Варлаам, действительно, была. Он пишет, что ничего страшного, если взгляд останавливается иногда на сердце, иногда на пупке, "сила ума"-то находится в сердце, при том что "закон ума", то есть заповеди, сдерживают силу мысленного зверя в области живота
Про левую часть груди -- Вы не внимательно читаете. Там призывает соредотачиваться свт. Игнатий и не для входа в сердце, котором у нас речь выше (когда нужно сосредотачиваться на середине груди), а для борьбы с прилогами. И я с этим согласен, я об этом различии двух типов сосредоточения писал и при том неоднократно.
Так как аргументы сторон начинают повторяться, наверно, имеет смысл эту дискуссию дальше не продолжать. Каждый из читателей темы сам для себя выберет какие аргументы кажутся ему более убедительными