В 7 главе Евангелия от Марка, Господь учит о страстях так: И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 14-23 Син.).
Новый завет рассматривает нечистоту исключительно как результат греха, считая, что «нет ничего, нечистого в себе самом», кроме греха. Эти строки о пище входящей в пищеварительный тракт и выходящей в процессе дефекации, делают любые пищевые запреты бессмысленными. Но меня интересует другое. Спаситель говорит что настоящий грех, тот что оскверняет, исходит изнутри, из сердца, и он оскверняет человека. В греческом тексте Евангелия здесь стоит слово КардИа, в современном языке означающая конкретный орган тела - сердце.
Нужно помнить, что дифференциация внутренних процессов не была ни у греков, ни у других народов, вполне однозначной. У Гомера например эмоционально-волевые процессы передаются не только словом "психе", но и словом "тимос", которое первоначально обозначало дым, а затем – чувства, а также для обозначения чувств появляются слова "крадие" (позднейшее "кардиа"), "этор" и "кэр", означавшими "сердце", вовсе не физический орган. Интеллектуальные, мыслительные процессы обозначаются словом "фрэн" и локализуются (!) в грудобрюшной преграде или в легких или "нус" (разум), местопребыванием которого считается как ни странно грудь. Гиппон считал местопребыванием "психе" голову, пифагореец Филолай – сердце, Протагор и Аполлодор – грудь, а Демокрит полагал, что "психе" распределена по всему телу.
В греческом языке времён Спасителя слово «кардиа», то есть сердце, означает так же: источник всего в человеке: мыслей, воли, желаний, чувств и страстей; сердцевина, центр. То есть, понятие «сердце» - не физиологическое сердце, но некий центр управления человеком, источник внутренней (тонкой) силы! Тоже в Ветхом завете: “Я смотрю не на то, на что смотрит человек, человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.”(1 Цар. 16; 7), здесь сердце - Лэйбаб - на древнееврейском означает то же самое - весь внутренний человек, центр. Кардия - для греков - это был центр всего внутреннего человека - не только эмоции - как в русском языке - но и совесть, воля, страсть, сосредоточение намерений - весь внутренний человек! Именно этого человека - внутреннего - хочет приобрести Бог, когда просит отдать себе сердце!!! Сердце – славянское слово и означает сердцевину, средоточение, центр в человеке! Я хочу сказать, что и горло, и чрево, и подчревье это тоже сердца в человеке! Или поэтапные глубины внутреннего человека, именно этапы проникновения туда где сидит сам сатана и выпускает злые помыслы оскверняющие человека. Там, в глубине чрева, сатана устанавливает закон греха. Туда нужно сойти неся молитву и покаяние, что бы благодать освободила. Нельзя жёстко разделять, мол в человеке только сердце и локализовано оно в груди, слева. Нужно понимать, что со временем, формируя свои духовные представления, человек формировал и душевные привязки к физическому телу. И в Писании упоминается чрево как душевный центр, и преподобные отцы упоминают о превосходной и эффективной практике схождения “вглубь”, которое на физическом уровне отражается как пупок!
Итак: Сердце, чрево и подчревье это этапы проникновения вглубь внутреннего человека! Это под центры единого центра-сердца! Это этажи ведущие во ад падшего человека, куда нужно сойти для победы! И привязаны они к физическому телу известным образом! И да поможет нам в подвиге наш милосердный Господь!